СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

RNC Pharma: последние годы российский фармритейл находится в состоянии «жертвы»


В 2018 г. российская фармрозница показала едва ли не худший результат в истории, отмечают аналитики RNC Pharma. Денежный объем рынка стагнировал, рублевая динамика не превышала 2,2%, а натуральные показатели вообще скатились во вполне ощутимый минус -3,2%. В условиях, когда доходы населения не растут даже по данным Росстата, естественно невозможно ожидать высокой покупательской активности. И если категория Rx препаратов была более-менее стабильна, то спад по ОТС, БАД и отдельным категориям парафармацевтики существенно отразился на показателях рентабельности аптечных учреждений. Кстати, спад происходил не столько за счет отказа потребителей от конкретной нелекарственной продукции, сколько за счет их перетока в «большую розницу», которая предлагает тот же ассортимент по более привлекательным ценам.

С бэк-маржой тоже не все в порядке. Во-первых, производители осознали свои «ошибки» и начали глобально реформировать систему выплаты вознаграждений за маркетинг. Во-вторых, пришла беда откуда не ждали, с предложением ограничить размер бонусов выступил заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов. Он обратился к Президенту РФ с инициативой разработки соответствующих поправок в российское законодательство. Надо ли говорить, что новость о возможном ограничении этого ресурса со стороны государства произвела эффект «разорвавшейся бомбы» и для представителей отечественной фармрозницы и стала событием едва ли не более значимым, чем еще недавно обсуждаемая возможность разрешения продажи лекарств в нефармацевтической рознице.

К сожалению, складывается стойкое ощущение, что российский фармритейл последние несколько лет находится в состоянии «жертвы», растет не только регуляторное давление, но и постоянное влияние непрофильных игроков. Отток парафармацевтического ассортимента из аптек в «большую розницу», в т.ч. в онлайн, уже стал объективной реальностью, в дальнейшем и по ЛП выручку будут отбирать новые игроки, приходящие в фарму из FMCG. При этом возможностей для реального противостояния этим тенденциям ни у аптечных сетей, ни тем более у единичных аптек практически нет. На фармрынке, да и в системе здравоохранения в целом, искусственно культивируется глубокий консерватизм. При этом смена технологических эпох все равно будет происходить, этот процесс на глобальном розничном рынке уже запущен. И если отношение регуляторов к отрасли не изменится, то процесс этот будет весьма болезненный.

Таб. ТОР аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2018 г.

Источник: pharmvestnik.ru