Без сюрпризов


Фармацевтический рынок России традиционно демонстрирует аномальные тренды.

Текущее развитие фармрынка эксперты характеризуют просто: это рынок с аномально низкой долей оригинальных препаратов, аномально большим сегментом безрецептурных лекарств, аномально высокими затратами на продвижение и растущими вложениями в трейд-маркетинг. Совокупность аномалий перемежается с революционными процессами, инициаторами которых выступает государство. И, по оценкам отдельных аналитиков, в 1-м полугодии 2017 г. глав фармкомпаний все чаще стали посещать мысли о том, стоит ли оставаться на российском рынке.

Из красного в зеленый

В конце сентября в рамках заседания РАФМ аналитические компании подвели итоги 1-го полугодия 2017 г. Несмотря на различие подходов и, соответственно, несовпадение показателей по отдельным сегментам рынка, все аналитики сошлись во мнении, что оживление в экономике страны ощущается. Как отметил старший менеджер по развитию бизнеса IMS Health Россия и СНГ Антон Каляпин, многие макроэкономические показатели из красной зоны уверенно переплыли в зеленую. ВВП растет, инфляция сокращается, стабильный рубль позволяет более четко планировать бизнес как экспортерам, так и импортерам. Но говорить о том, что ситуация стабилизировалась, пока рано. "Доходы населения восстанавливаются не столь быстрыми темпами, на которые мы надеялись. Для фармрынка это является фактором, который давит на возможность восстановления потребительской способности", - констатировал эксперт.

Рост, который в настоящий момент присущ фармрынку, дает повод для радости, однако его темпы не так велики, как хотелось бы бизнесу. По оценкам DSM Group, это уже реальность, к которой компаниям надо привыкать. "Рост постепенно будет замедляться. Нет предпосылок к тому, что на рынке произойдут кардинальные изменения. Закон перераспределения денег никто не отменял. Показатели немного выравниваются, но до докризисных темпов еще далеко", - отметил генеральный директор компании Сергей Шуляк.

В 1-м полугодии 2017 г. DSM Group фиксирует интересный факт: цены на ЛП снижаются, инфляция составляет минус 2%. По мнению Сергея Шуляка, это говорит о том, что и аптеки, и дистрибьюторы бьются за своего покупателя. Но по опыту во 2-м полугодии растет спрос на фоне роста заболеваемости, население становится менее чувствительным к стоимости препаратов, и все встает на свои места.

Макроэкономические показатели непосредственно влияют на развитие фармацевтического рынка. Если в конце 2016 г. фиксировались двузначные приросты объема розничного сегмента, рост сохранялся и в начале 2017 г., то, по данным AlphaRM, в конце текущего года ситуация будет обратной. "Мы видели приросты в 16, 13, 11%, но к середине года темпы прироста возвращаются к однозначным значениям - 8%", - сообщила генеральный директор компании Анна Ермолаева.

Аптеки, вперед

Аптечный рынок растет быстрее фармацевтического. В настоящий момент его объем, по данным AlphaRM, оценивается в 546 млрд руб. (включая БАД и дополнительный ассортимент). Но тенденция такова, что растет этот сегмент за счет увеличения количества точек. По итогам 1-го полугодия 2017 г. - плюс 7%. Еще один укрепившийся тренд - консолидация рынка.

Топовые сети, занимающие лидирующие строчки в рейтингах, постоянно наращивают свои объемы, в данный момент безусловным лидером остается АСНА.

Кстати, до сих пор аналитики, говоря об аптечном рынке, представляют два рейтинга. В первом присутствуют лишь классические сети, второй включает в себя маркетинговые ассоциации. Как рассказал Сергей Шуляк, до сих пор к единому мнению, а именно - включать ассоциации в классический рейтинг аптечных сетей или нет, аналитики не пришли. Были попытки обсудить ситуацию с ритейлом. Мало того, аналитические компании предлагали бизнесу самостоятельно определиться с положением маркетинговых союзов. Однако пока решение не принято. "Позиция ритейла непонятна и расплывчата, поэтому кому как удобно, тот так и считает. АСНА не является классической аптечной сетью, но то же самое можно сказать и про "Имплозию", которая объединяет 300 ИП", - пояснил г-н Шуляк.

Аптечный рынок стал лидером по количеству ярких событий, произошедших в 1-м полугодии 2017 г. Сергей Шуляк назвал это время фейерверком эпических слияний и поглощений. Но смогут ли покупатели "переварить" свои покупки, некоторые из которых, откровенно говоря, были не так уж и хороши, большой вопрос. "Рост постепенно будет замедляться. Нет предпосылок к тому, что на рынке произойдут кардинальные изменения" сумеют наполнить товарной массой свои "токсичные" активы, мы сможем увидеть кардинальные изменения позиций в рейтинге", - прогнозирует Сергей Шуляк. При этом аналитик не согласен с мнением отдельных представителей бизнеса, которые пророчат, что в ближайшее время аптечные сети будут продаваться по цене оборудования.

В свою очередь, в IMS сравнили динамику аптечных закупок с динамикой аптечных продаж. Сделано это было потому, что ранее аналитики наблюдали интересный тренд - закупки опережали продажи. Но в 1-м полугодии текущего года ситуация немного сгладилась, отметил Антон Каляпин.

Яркий тренд аптечного рынка - крайне быстрый рост расходов на трейд-маркетинг. "В ряде компаний расходы на трейд маркетинг превышают расходы на прямую рекламу. Это происходит из-за увеличения концентрации розницы", - пояснил г-н Каляпин.

Анализируя фейерверк сделок по слиянию-поглощению, аналитик отметил, что эта тенденция продолжится. Открытие или покупка новых точек при падении объемов потребления - один из вариантов увеличить темпы роста. Конкуренция между сетями за производителя продолжается, потому что деньги есть только у производителей. Однако эта ситуация приводит к трансформации рынка. "Не всегда то, что получила аптечная сеть, она может продать потребителю, поэтому появляется вариант продать товар дальше на рынок - дистрибьюторам или аптекам. Вопрос лишь в том, насколько эта ситуация хороша или плоха. Некоторые утверждают, что это приводит к дисбалансу в товаропроводящей цепочке", - рассказал Антон Каляпин.

Сделано в России

По данным AlphaRM, TOP20 фармкорпораций, чьи продукты представлены в розничном сегменте, уже консолидируют в себе 53% рынка. "Розничный сегмент не так сильно подвержен нормативному регулированию, поэтому здесь значительных изменений и колебаний не наблюдаем. Идет процесс консолидации", - добавляет Анна Ермолаева. В свою очередь, госсегмент - это та часть рынка, где наиболее ярко прослеживается политика импортозамещения, реализуемая государством. Объем локализованных препаратов постоянно растет, причем наиболее заметно это в сегменте высокозатратных нозологий.

По данным DSM Group, доля локальных препаратов по итогам 1-го полугодия текущего года составляет 30%. Рост объемов дженерических препаратов Сергей Шуляк связывает не только с импортозамещением. По его словам, меняется ментальность потребителей и врачебного сообщества. Исследование, проведенное аналитической компанией, показало, что медицинские работники становятся более приверженными российским препаратам в своих назначениях. Конечно, пока эта тенденция сильно заметна в столице, регионы отказываются от импортных препаратов в пользу отечественных чуть медленнее.

Аналитики IMS указывают, что с 2014-го по 2016 г. наибольший вклад в развитие фармрынка внесли российские производители. Этот факт заслуживает отдельного внимания, хотя бы потому, что их доля рынка всего лишь 25%. При этом речь идет не только о дешевых препаратах, но и среднем ценовом сегменте. Но уже в 2017 г. компании-оригинаторы сместили с лидерской позиции российских производителей.

На дистрибьюторском рынке аналитики наблюдают за постоянной борьбой "Протека" и "Катрена" за первое место в рейтинге. В этом сегменте также очевиден процесс жесткой консолидации. "Дистрибьюторы укрупняются, эта тенденция налицо. Доля растет, и, возможно, вместе с ней будет меняться степень их влияния. В рейтинге есть дистрибьютор, который, возможно, и не появится в каком-либо топе по итогам 2017 г. Надеемся, что все будет хорошо, не будет никаких крушений", - прокомментировал Сергей Шуляк ситуацию, разворачивающуюся вокруг компании "Роста".

Погода на завтра

Основная тенденция, которая получит свое развитие в конце 2017 – начале 2018 г., по мнению аналитиков, - это усиление процесса консолидации розничного сегмента. Новый тренд, способный повлиять на структуру рынка, - интегрированные аптечные сети, ярким представителем которого является компания "Мегафарм". Темы завтрашнего дня - дистанционная продажа ЛС, легализацию которой рынок активно обсуждает с июля, референтные цены и проект по маркировке. Это тот пул инициатив, который аналитики наметили для изучения в будущем году.

Однако, говоря о привлекательности фармрынка сегодняшнего дня, эксперты высказывают много пессимистичных нот. Как отмечает управляющий директор Ipsos Healthcare, сопредседатель координационного совета РАФМ Олег Фельдман, складывается впечатление, что происходят скрытые революционные процессы, рынок сильно меняется. "При этом есть ощущение, что революция идет сверху. Это сила, которой противостоять нельзя. Правила игры меняются, что будет дальше, тяжело предположить. Впервые за 20 лет моей работы я получил так много запросов от компаний на тему: стоит ли оставаться на российском рынке?" - прокомментировал эксперт общую ситуацию.

По его словам, низкая доля оригинальных препаратов, огромное число безрецептурных ЛС, высокие затраты на продвижение - это та совокупность аномалий, которая характеризует рынок в настоящий момент. "Сегодня рано, а завтра будет поздно - это характерно для всех нас. Невозможно просчитать ситуацию и понять, в каком формате ты должен присутствовать на рынке завтра, при огромном количестве неопределенностей, которые есть сейчас", - пояснил Олег Фельдман.

Чуть более оптимистично на ситуацию смотрит Сергей Шуляк: "В рублях растем, в долларах на 30% упали. Конечно, для инвестиций, особенно долларовых, наш рынок становится каким-то, если не проклятым местом, то точно не сильно инвестиционно привлекательным. Тенденции таковы: в последнее время все больше совместных предприятий, фактов размещения производств на российских заводах. За последние два года громких инвестиционных вливаний в локализацию производства не случилось. Но, думаю, со временем вытянем и вернем свои позиции".

Прогнозы аналитиков на 2017 г. - рост рынка в пределах 8 - 9%. Драйвером остается розничный сегмент, но низкая покупательная способность не позволит ему расти быстро и уверенно, как хотелось бы фармсообществу. Однако, как искренне признался Антон Каляпин, все прогнозы хороши тем, что их можно регулярно менять, а потому, какой вектор развития в 2018 г. окажется ведущим, пока не знает никто.

Источник: Фармацевтический вестник, Москва, 10 октября 2017