Т.Семенова: до января надо принять 30 профессиональных стандартов


Клинические рекомендации, которые за последние годы претерпели значительную трансформацию, сделали возможным изменение подхода к требованиям работы медицинского персонала и сформировали профессиональный стандарт, в котором прописаны критерии качества оказания медицинской помощи, являющиеся на сегодняшний день обязательными для оценки качества оказания медпомощи. Этот документ позволил сформировать новую систему подготовки специалистов с медицинским образованием. Об этом рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Татьяна Семенова на VIII международной конференции РОСМЕДОБР-2017.

Ключевым аспектом обновления федеральных образовательных стандартов явилась отмена интернатуры: 31 августа 2016 года программа приема интернов была закрыта и более она не возобновится. Одновременно с этим медицинское сообщество вступило в эру независимой оценки качества подготовки специалистов в виде принципиально иной системы допуска профессиональной деятельности — появилась аккредитация медицинских специалистов, в основе которой лежат профессиональные стандарты. На их базе обновляются федеральные образовательные стандарты, должны быть созданы образовательные программы по принципу проблемно-ориентированного похода, аккредитация специалистов как независимая оценка качества их подготовки и сама подготовка специалиста.

Впервые упоминание об образовательных стандартах появилось в майских указах президента РФ в 2012 году, после чего Министерство труда закрепило эту норму в трудовом кодексе. Далее указом президента был создан национальный совет по квалификациям, в компетенцию которого вошла регуляция независимой оценки качества подготовки специалистов и формирование профессиональных квалификаций в сфере здравоохранения.

Каждый стандарт, продолжила Татьяна Семенова, создан по единому принципу, размещается в едином рубрикаторе, а также имеет определенный набор информации. Фактически этот документ – требование к выпускнику или к врачу для повышения его квалификации. «Смычка между тем, что надо, и доказательством, что специалист это умеет, и есть аккредитация специалистов», — пояснила Семенова. Аккредитация — это новое явление в образовательной системе, в течение нескольких лет она будет видоизменяться, и только к 2025 году система обретет стабильную и законченную форму.

В настоящее время уже принято 20 профессиональных стандартов в фармацевтической и медицинской отрасли, кроме того, начинается системная подготовка документов, меняющих парадигму подхода к образованию. Предусмотрены изменения федеральных образовательных стандартов в части условий реализации образовательных программ и результатов их освоения. То есть все прописанные компетенции будут приведены в соответствие с жесткими требованиями образовательной программы. Таким образом, сама программа требует отражения в своем содержании рабочих программ институтов, планируемые результаты ее освоения, условия осуществления образовательной деятельности, в том числе и материально технические.

Принципиальный подход, который позволяет поменять профессиональный стандарт, — это меняющийся подход к программам ординатуры. К сожалению, отметила Семенова, ни одна из примерных программ подготовки к ординатуре до сих пор не принята советом в Минобразования, однако сам подход к их созданию уже понятен. Если медработник будет работать в первичном звене, то для него достаточным станет базовое образование в ординатуре. Если специалист намерен работать в медорганизации второго или третьего уровня, то базовых знаний будет недостаточно, выпускнику необходимо будет сдать испытания и поступить на продвинутый уровень по специальности, при этом повторным образованием оно являться не будет. Прием на каждый уровень, равно как и выпуск с аккредитацией, будет осуществляться по разным программам. Это потребует изменения системы выставления оценок, в частности, изменения количества баллов за те или иные достижения, но такая модульная система подготовки в ординатуре будет действовать только на первую ступень — на базовую подготовку, потому что выпускники институтов, пришедшие на базовую подготовку, не могут иметь глубоких знаний по смежным специальностям, однако на втором уровне ординатуры правила приема будут включать профессиональное портфолио и оценку личных достижений.

Планы по созданию федеральных образовательных государственных стандартов утверждены в паспорте приоритетного проекта, одобренного президентом РФ, и сегодня реализуются Минздравом России. К первому января следующего года необходимо принять  30 профессиональных стандартов, а с первого сентября начать их реализацию. Внутри образовательных организаций будут введены фиксированные учебные блоки, которые пройдут все учащиеся, независимо от специализации: это вопросы коммуникации, организации здравоохранения, конфликтологии, личностного роста, общие врачебные специальности. То есть проектом предусмотрена унификация подготовки специалистов, в основе которой будут лежать профессиональные стандарты.

В настоящее время готовится очередное изменение в приказ, регламентирующий аккредитацию специалистов, оно будет касаться попытки отражения в портфолио элементов непрерывного медицинского образования, в частности, участия в конференциях и съездах. В целом основные изменения приказа касаются подходов к аккредитации среднего медицинского персонала, так как сама по себе траектория, которая жестко прописана в виде уровневого теста, не может быть напрямую инкорпорирована в этот уровень профессионального образования.

Все изменения будут вводиться в новые стандарты только после широкого обсуждения с профессиональным сообществом. Все законопроекты будут вывешены на сайте regulation.gov.ru. Кроме того, информация об изменениях будет распространяться через медицинскую палату и совет ректоров, входящий в совет директоров медицинских университетов — это поможет инициировать обсуждения новых документов в профессиональном образовательном сообществе.

Источник: РИА АМИ