В течение одного месяца сотрудники российских аптек видят представителей примерно 17 фармацевтических компаний, среди которых как крупнейшие международные концерны «Большой Фармы», так и отечественные производители. Таковы данные опроса, проведенного исследовательской компанией Тop of Mind MR&C среди руководителей и сотрудников 324 российских аптек в разных городах России.
Онлайн-опросы, проводимый с помощью панели Тop of Mind MR&C позволяют в режиме реального времени получить ответы на важные для представителей отрасли и актуальные для общества вопросы от более чем 34 тыс. специалистов медицинской отрасли. Данное исследование было посвящено работе медицинских представителей с аптеками, но вопросы анкеты ответили фармацевты – заведующие (38,6%) и провизоры (61.4%) российских аптек, как частных (92%), так и государственных и муниципальных (8%). Около двух третей участников опроса – сотрудники крупных аптечных сетей, одна треть – работает в независимых аптеках или небольших сетях, включающих не более 5 аптек.
Опрос показал высокую активность фаркомпаний, не только международных, но и российских. В течение последнего месяца только в 4,6% случаев в последний месяц аптеку не посещали медицинские представители. В семи аптеках это объяснили удаленным расположением учреждения, в двух запретом руководства. В среднем в месяц сотрудники аптек видят представителей 17 производителей (в исследовании даже многократное посещение представителя одной компании считалось за один визит).
В целом, примерно с одинаковой охотой медицинские представители общаются и с руководителями аптек и с провизорами, с сотрудниками частных и государственных (муниципальных) аптек. Больше внимания в целом фармкомпании уделяют аптекам крупных сетей (18,8 посещений против 12,7 для независимых аптек или небольших сетей). В среднем продолжительность визита «медрепа» составляет 13-14 минут. Чуть больше половины опрошенных помнят имя посетившего их сотрудника. 57,9% респондентов запоминают визит по представленному препарату, 42,1% по названию компании.
В пятеркe наиболее активных фаркомпаний помимо топовых Вayer, Тeva, Sanofi, вошли KRKA, производитель дженериков со штаб- квартирой в Словении и Reckitt Benckiser, компания из Великобритании, которая помимо препаратов, выпускает средства по уходу и личной, их представители отмечены, как наиболее часто посещающие аптеки. Характерно, что лидеров, в целом чаще упоминали руководители аптек, чем рядовые сотрудники.
Bayer и Теvа – отметили 9,3% респондентов; Sanofi и KRKA – 6,7%: Reckitt Benckiser – 4, 7%. Всего респондентам был предложен список из 53 производителей, остальные, в том числе не вошедшие в y в список компании («другое»), были упомянуты менее чем 4,1% респондентов. Мировой лидер Pfizer и венгерская Gedeon Richter, известная потребителям старшего поколения еще с Советских времен получили по 4% упоминаний, Johnson & Johnson и российская Отисифарм – 3,7%, швейцарская Novartis, немецкая Berlin-Chemie и японская Astellas -по 3,3%..
Отисифарм – лидер среди 15 российских производителей, включенных в исследование. В тройку наиболее активных в этой группе вошли Акрихин и Фармстандарт, которые были упомянуты – 2,7% респондентов.
Участникам опроса также было предложено оценить качество работы медицинских представителей различных компаний. В пятерку лучших ожидаемо вошли мировые фармгиганты, лидирующие в рейтингах рынка: Bayer упомянули 10,3% респондентов, Тeva – 8.7%, Sanofi – 6,3%. Pfizer и Novartis были названы 5,3% участников опроса.
Среди российских производителей лучшие представители у Отисифарм (3,7%). Валента Фарм и Фармстандарт получили по 2,3% упоминаний, Материа Медика – 1,7%, Агрихина -1,3%. Эвалар и Пронафарм по 0,7%. Остальные – менее 0,5% «голосов».