СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Маркировка лекарств: срок внедрения для розницы — реален


До вступления в силу закона о маркировке лекарственных средств — осталось чуть меньше двух лет. Пока этот процесс в России — уже запущен в режиме эксперимента. По данным ФНС, за прошлый год в стране уже промаркировали более 8 миллионов упаковок лекарств. В сети социальных аптек "Столички", входящих в группу компаний "Неофарм", первую упаковку, которая прошла все этапы в новой информационной системе, реализовали в августе 2017 года. С какими проблемами столкнулось конечное звено и что должны учитывать аптеки, которые только готовятся к внедрению новой системы? Об этом на бизнес-бранче ИД "Коммерсант" рассказал генеральный директор сети "Неофарм" Евгений Нифантьев.
С 1 января 2020 года в стране на каждую упаковку лекарственного препарата должна быть нанесена специальная метка. По ней любой участник рынка сможет отследить путь лекарства от завода до аптеки и проверить его легальность. Это должно решить множество задач: исключить из оборота поддельные препараты, помочь контролировать движение лекарственных средств, которые закупаются за счет бюджета и упростить мониторинг стоимости товаров.
Над проектом мы работаем с февраля 2017 года. Могу сказать, что сама по себе замена оборудования в аптеках — это несложный процесс. По сути, меняются только сканеры. Однако, помимо этого, необходимо переработать товарную программу. И здесь многие участники рынка недооценивают рисков. Заменить оборудование можно за день. А вот на то, чтобы внести перемены в товарную программу, уйдет в лучшем случае много месяцев. Из своего опыта могу сказать, что это возможно. И, в целом, срок до 2020 года для розничного звена вполне реален.
Группа компаний "Неофарм" — крупная аптечная сеть России. В нее входят два бренда: сети аптек "Неофарм" и "Столички", ориентированные на разные целевые группы покупателей. Насчитывает более 300 точек продаж. В год сеть обслуживает более 25 тысяч покупателей.
Но есть ещё один момент. В постановлении правительства, вероятно, будет отдельный срок для начала реализации через новую систему жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Их продают абсолютно все аптеки. И если вдруг в постановлении будет указан срок существенно раньше 1 января 2020 года, то аптеки могут оказаться к этому не готовы. На нашем рынке более 100 тысяч торговых точек. Рабочее место каждого фармацевта и провизора нужно оснастить сканером. Плюс склады. В итоге — больше 200-250 тысяч единиц оборудования. Пока, конечно, его дефицита не наблюдается. Но и закупать его сейчас начали лишь единицы.
Что касается взаимодействия с системой "Маркировка", то за время участия в пилотном проекте мы выбрали для себя наиболее оптимальный способ передачи данных. Их всего три. Это личный кабинет. УСО — универсальная система обмена данными. И API — использование аппаратно-программного интерфейса. За последний год мы выстроили реально работающую схему, которая может реализовывать препараты в аптеке, проходя все этапы. Для этого использовали УСО. И на момент, когда все только начиналось, мы предполагали, что этот способ будет основным. Однако спустя полгода мы можем с уверенностью сказать, что будем использовать API. Сейчас взаимодействие с этим вариантом происходит только в режиме тестирования. Но мы входим в рабочую группу, и в ближайшие несколько месяцев надеемся сделать эту систему более работоспособной.
Некоторые задаются вопросом: а что делать с теми лекарствами, которые произведут, скажем, в ноябре 2019 года и у которых срок годности несколько лет? Отвечаю, как конечное звено, которое выводит товар из оборота: все препараты, произведенные до 31 декабря 2019 года, смогут продаваться до конца срока годности. Однако, проблемы неизбежно будут. Например, покупатель решит проверить упаковку через свой смартфон или специальный сканер в аптеке. И обнаружит, что препарат не промаркирован. Нужно будет объяснить ему, что это не подделка. А препарат, который произведен раньше срока вступления закона в силу. Мы осознаем, что будет некий переходный период. И отдельная задача — донести это до покупателей.

 

 

 

Источник: Retail.Ru | Advis.ru

Партнеры