Новосибирские фармацевты попали под удар региональных дискаунтеров, обвиняют их в демпинге и сомневаются в качестве лекарств.
Новосибирск переживает настоящий аптечный бум. За год в город вышли более 20 новых аптечных компаний. Вместе с существующими игроками они открыли 85 новых аптек. В то время как крупные игроки, типа сети «36,6», сдают свои позиции, основной рост приходится как раз на новичков, которые стараются привлечь клиентов заниженными ценами. Именно благодаря их активности сибирская столица вышла на второе место в стране по количеству пунктов продажи лекарств на душу населения, незначительно отставая от Омска и заметно перегоняя Москву и Санкт-Петербург. Новосибирские аптекари заявляют о нехватке кадров и плохом качестве медикаментов. Почему Новосибирск стал центром притяжения для аптекарей и почему это плохо для потребителей, выяснил корреспондент НГС.БИЗНЕС.
Рост за счет дисконта
За год в Новосибирске появилось более 80 новых аптек, а их общее число выросло до 663 штук. Об этом во вторник, 4 июня, сообщила пресс-служба компании 2ГИС. Таким образом, Новосибирск разделил с Пермью 2-е место в рейтинге самых насыщенных аптеками городов с показателем 48 аптечных пунктов на 100 тыс. жителей. Больше — 51 аптека на 100 тыс. жителей — только в Омске. Москва и Петербург в рейтинге 2ГИС заняли 11-е и 13-е места соответственно. На каждых 100 тыс. жителей российской столицы приходится 33 аптеки, на каждых 100 тыс. петербуржцев — 26.
Основной прирост городских аптек пришелся на долю новых компаний. По подсчетам 2ГИС, с июня прошлого года в Новосибирск вышли 23 новых игрока. Опрошенные нами эксперты и участники рынка утверждают, что все они делают ставку на политику дискаунтера. «Новые игроки, как правило, приходят в сегмент низких цен — в Новосибирске этот сегмент не насыщен, это видно по бурному развитию сети «Ладушка», — анализирует директор исследовательской компании BCGroup Юлия Мосина. — В других сегментах новые крупные игроки не замечены».
Пирог, за раздел которого борются более 200 компаний, — около 7,2 млрд руб. По оценке BCGroup, сюда, помимо лекарственных средств, включены БАДы, косметика и сопутствующие товары.
Съедают и не давятся
Активная позиция конкурентов вынуждает крупных традиционных игроков сдавать свои позиции на новосибирском рынке. По данным 2ГИС, крупнейший федеральный фармритейлер — сеть «36,6» — за 1,5 года закрыла 4 из 20 своих аптек в Новосибирске. Один из самых наглядных примеров — торговая точка по адресу Красный пр., 57. Окруженная конкурентами точка просто закрылась, уступив место офису «Лето Банка». Управляющая сибирскими аптеками «36,6» Татьяна Шведова (г. Омск) в общении с корреспондентом НГС.БИЗНЕС сначала сказала, что во всем виноваты высокие арендные ставки, а потом заявила, что все дело в реорганизации, которая идет в компании. По данным последнего отчета по МСФО, ОАО «Аптечная сеть 36,6» в 2012 году открыла по всей стране 49 аптек и отказалась от 212.
Наибольшее количество аптек в Новосибирске, по данным 2ГИС, приходится на «Муниципальную аптечную сеть» (60 штук). На втором месте — сеть «Радуга» (51), на третьем — «Моя Аптека» (31).
Директор Муниципального предприятия «Новосибирская аптечная сеть» Нина Лобанова заявила НГС.БИЗНЕС, что намерена и дальше удерживать лидирующие позиции на рынке, сделав упор на сохранении существующих точек присутствия и открытие новых аптек в отдаленных районах Новосибирска. Представители других крупных игроков, включая сети «Радуга» (Санкт-Петербург), «Ладушка» (Нижний Новгород), «Бережная аптека» (Ижевск), «Ноль Боль», «Ромашка» и другие, наотрез отказались от комментариев, сославшись на занятость или нежелание общаться с прессой.
«Это экономически невозможно»
Участники рынка не исключают, что отказ от центральной позиции в Новосибирске вызван демпингом со стороны новых конкурентов. «Цены, которые держат «Бережная аптека», «Фармкопейка» — это экономически невозможно, для этого нужны дотации, чтобы выдавить реальных конкурентов и потом поднять цены», — говорит участник рынка на условиях анонимности.
С коллегой согласна руководитель сети «Аптека города» (5 филиалов в Новосибирске) Наталья Немятова. «То, что происходит на фармрынке, — это варварский набег, — говорит она. — Сети-дискаунтеры — это региональные аптеки, выходцы из регионов, чего раньше не было. Каждая из них имеет своего регионального оптового поставщика. Например, «Бережная аптека» — это «Фармимпекс», г. Ижевск. Они везут сюда из Ижевска персонал с семьями, снимают им жилье, медикаменты везут фурами через полстраны, снимают помещения в самом центре по 4–5 тыс. руб. за метр, лишь бы только встать, и продают лекарства дешевле, чем это можно себе представить. Наценка доходит до 2 % от цены поставщика. Никакая экономика этого не выдержит! Это натуральный демпинг, плюс неправильные условия хранения, непонятно какие помещения».
Г-жа Немятова добавляет, что открытие 85 аптек за год опустошило рынок специалистов-фармацевтов, а зарплаты взлетели на 20–30 %. Средняя зарплата у них выросла до 30 тыс. руб. в месяц при графике 2 через 2.
Еще один аспект нашествия дискаунтеров, о котором говорят владельцы, — фармакологическая безопасность: аптекари уверены, что при наценках дискаунтеров невозможно правильно хранить и перевозить медикаменты. «Мы обеспокоены здоровьем наших граждан. Я сама видела фактуру, в которой заказано 200 позиций медикаментов у одной крупной фармкомпании по одной упаковке, — говорит Наталья Немятова. — Для чего это делается? Чтобы подержать в руках сертификат качества на каждое наименование. Под такой шум, под такие цены можно слить сколько угодно медикаментов любого качества, включая контрафакт».
Источник: НГС.Бизнес.