Объем рознично-коммерческого сектора фармрынка Республики Татарстан в 2012 г. увеличился на 33% по сравнению с 2011 г., достигнув отметки 16,4 млрд руб*. При этом в Татарстане второй год из-за нерентабельности закрываются аптеки. О ситуации, сложившейся в сфере лекарственного обеспечения населения республики, а также о тенденциях развития регионального фармрынка в беседе с корреспондентом «ФВ» Ириной Петрухиной рассказывает руководитель Управления Росздравнадзора по РТ, докт. фарм. наук, проф. Рустэм САФИУЛЛИН.
— Рустэм Сафиуллович, изменились ли количественные характеристики розницы фармрынка республики в 2012 г.?
— Особых изменений не произошло. Незначительно выросло число аптечных точек, что можно объяснить лицензированием ФАПов в сельских районах. В настоящее время на республиканском фармрынке представлено около 1,5 тыс. аптек и аптечных пунктов, из них около 83% — частный сектор.
— Для фармрынка Татарстана 2011 г. ознаменовался закрытием значительного числа аптек. Сохранялась ли такая тенденция в прошлом году?
— Да, в 2012 г. в республике было закрыто 114 аптек, из них свыше 65% — по причине нерентабельности. Для сравнения: в 2011 г. доля таких аптек составила 53%. Можно сделать вывод, что рентабельность фармрозницы продолжает падать. Это обусловлено разными факторами, основные из которых — высокая степень конкуренции в розничном секторе, возросшая налоговая нагрузка на аптечные организации, рост коммунальных и иных платежей, а также госрегулирование цен на ЖНВЛП.
— Расскажите о ценовой доступности ЖНВЛП в Татарстане в 2012 г.
— В течение 2012 г. цены на ЖНВЛП в республике оставались довольно стабильными. В разных ценовых сегментах мы наблюдали снижение цен как в рознице (в среднем на 0,41%), так и в секторе фармдистрибуции (на 0,92%); на 0,66% упали и фактические отпускные цены производителей.
— Каков в настоящее время размер среднерозничной торговой надбавки на ЛС в Татарстане?
— Анализ размера среднерозничной торговой надбавки в республике проводится по итогам каждого месяца. В декабре 2012 г. эта величина составила 26%, уменьшившись по сравнению с январем того же года почти на 3%. Торговая надбавка в оптовом секторе фармрынка с января по декабрь 2012 г. снизилась на 7%, достигнув 3,71%. Можно констатировать, что принцип госрегулирования цен на ЖНВЛП и высокая конкуренция позволили сдержать рост цен на ЛС.
— Насколько законопослушны участники республиканского фармрынка?
— В 2010—2012 гг. Управлением Росздравнадзора по РТ проведено порядка 500 проверок организаций, деятельность которых так или иначе связана с обращением ЛС. В 66% случаев были выявлены нарушения — примерно 14% проверок заканчивается составлением протокола об административном правонарушении.
— Назовите наиболее частые нарушения.
— Отдельные участники фармрынка не соблюдают правила хранения ЛС и ИМН, нарушают требования санитарных норм, уделяют недостаточно внимания обеспечению качества ЛС. Кроме того, некоторые организации допускают ошибки при оформлении товарно-сопроводительных документов.
— Эти нарушения чаще всего выявляются при внеплановых проверках?
— Не всегда. Внеплановые проверки проводятся на основании обращений граждан. Например, поступает информация о том, что конкретная аптека отпускает без рецепта рецептурные препараты. Если в ходе выездной проверки факт подтверждается — составляется протокол об административном правонарушении.
— Как обстоят дела с лекарственными фальсификатами и недоброкачественной продукцией?
— В 2012 г. в Татарстане предотвращено обращение 197 наименований недоброкачественных ЛС и 10 наименований препаратов, подлинность которых вызвала сомнение. В каждом случае обращение продукции оперативно приостанавливается, информация о ней сразу же передается в центральный аппарат Росздравнадзора, в органы прокуратуры и внутренних дел республики. За все время работы нашим управлением не зафиксировано ни одного факта реализации фальсификата в розничной сети Татарстана, что позволяет говорить о высокой эффективности деятельности республиканской системы контроля качества ЛС.
— Чтобы усилить контроль за качеством лекарств, Росздравнадзор организует специальные лабораторные комплексы с высоким техническим потенциалом и передвижные экспресс-лаборатории. Кто будет определять маршрут движения этой передвижной лаборатории?
— Лаборатория будет сопровождать комиссию во время плановых и внеплановых проверок. Поэтому проверке будут подвергаться не только помещение аптеки, оборудование и сопроводительные документы, но и лекарственные препараты. Таким образом, мы переходим на качественно новый уровень организации контроля качества ЛС.
— Расскажите о преимуществах экспресс-анализа.
— Этот метод позволяет подтвердить подлинность препарата по показателю «свой—чужой». Лекарство, подлинность которого подтверждена, возвращается в точку непосредственной реализации или медицинского применения. Препарат, в отношении которого возникли сомнения, направляется в лабораторию для проведения полного испытания.
— Какова доля ЛС, подвергающихся выборочному госконтролю качества?
— В 2012 г. объем выборочного госконтроля составил около 10%, в 2009 г. этот показатель не превышал 2%. Как видите, доля ЛС, подвергающихся выборочному госконтролю качества, ежегодно растет.
— В последнее время активно обсуждается вопрос реализации ЛС через торговые сети. Как вы относитесь к этой инициативе?
— Я согласен с тем, что реализация безрецептурных препаратов за рамками фармдеятельности будет способствовать запуску механизма саморегулирования цен на фармрынке. Однако мое принципиальное убеждение: все лекарства — и рецептурного, и безрецептурного отпуска должны реализовываться исключительно в аптечных организациях. В любой аптеке, имеющей лицензию, созданы условия для приемки, хранения и отпуска лекарств. Здесь работают специалисты, у которых можно получить квалифицированную консультацию. Я считаю, что реализация ЛС через торговые точки может негативно отразиться на качестве самих препаратов и приведет к их бесконтрольному употреблению населением. Лекарство — это особый вид товара, от качества и эффективности которого зависит не только здоровье, но и жизнь.
Источник: pharmvestnik.ru