СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить

Чего ожидать от новой Стратегии лекарственного обеспечения


Наконец свершилось то, чего так долго ждали представители Российской фармы — в феврале утверждена и опубликована Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. С просьбой провести первичный анализ документа «ФВ» обратился к Герману ИНОЗЕМЦЕВУ, сопредседателю Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ), директору по стратегии и развитию компании Synovate Comcon Healthcare.

В последнее время при реализации  различных консультационных проектов мы постоянно сталкивались со сложностями стратегического планирования на 5—10-летнюю перспективу. В основном проблемы были связаны с отсутствием четко сформулированной позиции государства, одного из основных участников и самого главного «регулятора» рынка, поэтому стоит отдать должное тому факту, что стратегия все-таки материализовалась как некий завершенный документ.

До появления стратегии составить относительно точный прогноз «правил игры на рынке» можно было, только анализируя и систематизируя различные варианты «концепций развития», рождавшихся в 2011-м и 2012 г. Мы были вынуждены предугадывать возможные события, базируясь лишь на вероятностном прогнозе. Основная задача заключалась в том, чтобы выявить главные «драйверы» (движущие силы), «тригерры» («пусковые механизмы») и индикаторы (показатели), которые позволяют предположить направление движения российского фармацевтического рынка при различных сценариях.  Естественно, все понимают, что этот вектор во многом определяется стратегией лекарственного обеспечения страны.

Мы рассчитывали на то, что, по крайней мере, после появления стратегии вынужденная мульти­сценарность в прогнозировании будет существенно сужена и заключена в определенные рамки. Однако при первичном анализе долгожданного документа стало ясно: надеждам сбыться пока не суждено. Финальная версия стратегии практически не детализирует ключевые проблемы и важнейшие «поворотные» точки. Теперь мы точно знаем, что нас ждут референтное ценообразование и списки взаимозаменяемых препаратов, что в перспективе по-прежнему будет действовать программа льготного обеспечения определенных групп граждан РФ. Можно судить, что контроль над ценами на лекарства, в большинстве своем представленных в государственных программах, будет возрастать.

К радости или к сожалению, мы могли это предполагать и без стратегии. Гораздо интереснее тот факт, что в новой редакции документа исчезли четкие схемы реализации стратегических задач, прописанные в предварительных версиях. Остались вопросы: по какому механизму будет вычисляться референтная цена, по какому принципу будут формироваться списки взаимозаменяемых ЛС?

В стратегии достаточно ясно и вполне обоснованно намечены этапы модернизации системы лекарственного обеспечения. Мы, например, можем четко проследить процесс формирования стандартов лечения и механизм контроля за выпиской и льготным отпуском МНН, прописанных в этом стандарте. Видны этапы подготовки и проведения пилотных программ, однако суть региональных программ ускользнула. Не ясно, какие именно моменты будут отрабатываться в программах и как решится вопрос о распространении полученного опыта в субъектах Российской Федерации.

Наконец, самое примечательное то, что из последней версии стратегии исчезли термины, употребляемые в ранее циркулировавших проектах и концепциях: «лекарственное страхование», «программа софинансирования», «внебюджетные источники финансирования» — будь то страховые взносы граждан или дополнительная налоговая нагрузка на работодателей.

Почему по мере формализации из стратегии ушла конкретика? Я думаю, причин этому может быть несколько. Во-первых, видимо, авторам документа достаточно туманно представляется, как должна реализовываться стратегия. Согласен, что в целом задача не выглядит тривиальной. Во-вторых, чтобы утвердить документ, из него пришлось вычеркнуть конкретные подходы и механизмы реализации, дабы снять возможные возражения со стороны согласующих министерств и ведомств. В-третьих, не проработан механизм оценки бюджетных и внебюджетных затрат, поэтому мало кто готов взять на себя риски и ответственность за необходимую детализацию. Можно сказать, что слона решили есть по частям. В ближайшее время мы можем ожидать появления новых документов, регламентирующих механизмы решения стратегии. Не исключено, что в будущем стратегия будет значительно скорректирована в зависимости от экономической, политической и социальной ситуации в стране и на фармацевтическом рынке.

Еще раз подчеркну: наши ожидания от стратегии во многом были связаны с возможностью сузить прогнозируемый спектр рассматриваемых сценариев развития фармацевтического рынка. Однако приходится констатировать, что проблема многовариантного развития рынка остается и по-прежнему при разработке стратегий необходимо анализировать и учитывать множество возможных сценариев.

Источник:  pharmvestnik.ru