Аптеки жалуются на падение спроса и снижение выручки, но аналитики указывают на рост рынка
Фармрозница отмечает снижение продаж с декабря 2020 года. Тренд связан со стабилизацией заболеваемости коронавирусной инфекцией и закупками препаратов впрок. В отличие от падения спроса после первой волны COVID-19, нынешний провал оказался более продолжительным. При этом в некоторых регионах падения спроса не заметили - январь они завершили с приростом по выручке относительно января 2020 года. По данным аналитиков, рынок также растет.
ДОЛГОЕ ПАДЕНИЕ
Выручка в аптечной сети "Гармония здоровья" снижается уже три месяца, рассказал "ФВ" директор головного офиса компании Сергей Мещан. "В октябре мы наблюдали всплеск продаж, после началось падение. В ноябре сезонная динамика обычно была нулевой, в 2020 году сеть сработала к предыдущему месяцу -8%. Декабрь прошел мимо нас с падением 4%, чего раньше никогда не было (сезонный прирост декабря к ноябрю в предыдущие годы составлял не менее 10%). Суммарное падение за два месяца составило 12%, - сказал он. - После весеннего падения первой волны коронавируса продажи перешли к росту уже на третий месяц. С учетом ослабления ограничений в январе мы ожидали восстановления продаж, но по факту их снижение продолжается". Этот тренд подтвердил и генеральный директор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов.
В январе в компании наблюдали существенное сезонное падение продаж по отношению к декабрю 2020-го. Если в первом месяце 2020 года продажи снизились в сравнении с декабрем 2019-го на 9,5%, то сейчас падение составило 16%. "Основные причины - отсутствие характерных для этого времени года вспышек заболеваемости ОРВИ и гриппом, появление нового тренда покупательского поведения в виде стремления к экономии. Кроме того, стоит учесть, что в IV квартале прошлого года значительная часть населения предпочла закупить товары, в том числе лекарства, впрок", - объяснил руководитель сети.
С ухудшением уровня жизни населения связал снижение продаж и генеральный директ ор "Аптечных традиций" Дмитрий Руцкой. "В ноябре произошло падение продаж по отношению к октябрю на 5 - 6%. В декабре ситуация стала лучше - +10%, а в январе 2021-г о выручка снизилась на 16%", - сообщил он.
Руцкой отметил, что клиенты максимально экономят, и спросом пользуются препараты, которые применяют для лечения социально значимых хронических заболеваний.
Уровень продаж в регионах на рубеже годов сильно разнится, считает Руцкой. Так, в структуре "Аптечных традиций" больше всего "просели" аптеки, расположенные в Новосибирске и Липецке.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
Флагманские сети регионов, напротив, ощутили рост спроса в последние три месяца. "Ноябрь был пиком спроса на сегмент товарного ассортимента, который используется в различных схемах лечения больных COVID-19. Спрос был настолько ажиотажный, что часто в наших аптеках возникали конфликтные ситуации - для их предотвращения мы были вынуждены вывести в торговые залы сотрудников охраны", - рассказал руководитель пресс-службы "Губернских аптек" (Красноярский кр.) Анатолий Патюков. Ситуация стабилизировалась в декабре, когда регион начал выходить на плато по количеству заболевших коронавирусной инфекцией, а у дистрибьюторов появились дефицитные препараты.
Изменилась и структура покупательского потока, отметил Патюков. "Тех, кто хотел купить лекарственные препараты про запас, стало меньше, а тех, кто действительно был болен и кому требовалась лекарственная помощь, - больше. При этом сохранялся стабильный спрос на остальной товарный ассортимент лекарственных средств, которые используются при лечении других заболеваний", - сказал он. Показатели января 2021 года по выручке "Губернских аптек" были ощутимо ниже показателей декабря 2020 года. "Но критичными и провальными их точно не назовешь. Если сравнить январь прошлого года и январь нынешнего, то по продажам мы наблюдаем прирост больше чем на 10%", - резюмировал Патюков
В других субъектах фармрозница только ожидает снижения продаж.
"Ноябрь у нас был существенно выше октября, декабрь - еще выше, - рассказал генеральный директор рязанской аптечной сети "Фарма" Александр Миронов. - Январь просел, но рост like for like к прошлому году составил 50% за счет того, что в сети были многие дефицитные на рынке позиции". Не заметили существенного снижения продаж и в "Амурфармации" (Амурская обл.), аптечной сети "Эдельвейс" (Кемеровская и Новосибирская обл.). "Рост не может быть бесконечным, считает зам. директора по фармдеятельности УК "Эдельвейс" Ольга Хворова. - Ноябрьский рост продаж мог быть еще более существенным, если бы дистрибьюторы поставили больше товара".
ЧТО ГОВОРЯТ АНАЛИТИКИ
Оборот аптечных сетей в России за 2020 год в сравнении с 2019 годом вырос на 14% и составил почти 1,5 трлн руб., следует из данных компании AlphaRM. Речь идет обо всем ассортименте лекарств, БАД и других аптечных товарах. Большая часть аптек (38%) на фармрынке России относится к федеральным сетям. За год сети федерального масштаба увеличили свою выручку на 19% - это максимальный показатель среди всех типов аптек (рис. 1).
Последние три месяца 2020 года прошли для аптек в режиме "ажиотажного спроса", а декабрь вовсе побил все рекорды ушедшего года (+33% к декабрю 2019 года). Аптеки в этом месяце реализовали товара на 157 млрд руб. (рис. 2).
Все типы аптечных учреждений за октябрь - декабрь 2020 года остались в плюсе относительно 2019 года. Об этом говорят двузначные цифры в приростах оборота сетей (рис. 3). Выручка разных типов аптек за эти месяцы росла неоднородно. Региональные сети зафиксировали значительный рост в октябре (+36%), федеральные - в декабре (также +36%).
В марте и октябре 2020 года сети наблюдали аномальный рост продаж - до 20% по сравнению с мартом и октябрем 2019 года, подтвердил генеральный директор Союза независимых аптек "ПроАптека" Евгений Коротков. Он отметил, что периоды роста совпали с пиками пандемии коронавируса и покупательского ажиотажа.
"После всплесков рынок всегда возвращается к базовым показателям. В январе 2021 года в неструктурированной рознице мы наблюдаем рост продаж на 8 - 9% по сравнению с январем 2020 года", - сказал Коротков.
Эксперт не ожидает быстрого восстановления рынка в текущем году. "Сейчас на первый план выходит работа над эффективностью аптеки - оптимизация ассортимента, повышение оборачиваемости товарных запасов, контроль маржинальности по всем позициям", - отметил он.