СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Без гриппа не заработать


Продажи «Фармстандарта» в I квартале 2014 г. снизились на 18%, а портфеля выделенного из него «Отисифарма» — более чем на 28%. Виновато отсутствие эпидемии гриппа, объясняет компания.

Продажи крупнейшего российского производителя лекарств — «Фармстандарта» в I квартале 2014 г. составили 7,47 млрд руб. — это на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила компания. Продажи рецептурных лекарств собственного производства «Фармстандарта» за январь — март выросли на 5,8% до 1,58 млрд руб., а вот продажи безрецептурных упали на четверть до 3 млрд руб. Большим падение продаж было только в I квартале 2012 г.: тогда выручка компании снизилась на 30%, продажи безрецептурных лекарств — на 34%. Из-за отсутствия эпидемии гриппа на складах дистрибуторов лекарств было достаточно запасов для удовлетворения текущих потребностей, объяснял тогда «Фармстандарт».

В январе — марте этого года выручка снизилась также из-за «беспрецедентного отсутствия эпидемии», пишет «Фармстандарт». Это повлияло и на продажи портфеля компании «Отисифарм» (она в результате реорганизации «Фармстандарта» получила его брендированный безрецептурный бизнес): они упали в I квартале на 28,28% до 2,45 млрд руб. Эпидемии гриппа в России не было со второго полугодия 2013 г., так что продажи противопростудных и противогриппозных препаратов сократились на 16% в рублях и на 20% — в упаковках, пишет компания.

В целом по рынку похожая динамика, свидетельствуют данные аналитической компании DSM Group: продажи противовирусных лекарств в I квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 15,2% в рублях и на 20,3% в упаковках — до 6,39 млрд руб. и 28,59 млн упаковок.

В продажах аптек на противовирусные и противогриппозные лекарства приходится небольшая доля, но эпидемия заставляет людей приходить в аптеки и позволяет продавать и другие препараты, а также нелекарственный ассортимент — например, бумажные платочки или мюсли, говорит сотрудник одной из аптечных сетей. Рост продаж противовирусных препаратов в осенне-зимний период позволяет аптекам увеличить рентабельность и выжить в мертвый летний сезон, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Отсутствие эпидемии гриппа в I квартале 2014 г. подпортило отчетность многим игрокам фармрынка. Сопоставимые продажи аптечного сегмента «Протека» в январе — марте снизились на 1,8%. В I квартале 2013 г. была эпидемия гриппа, чего не произошло в I квартале 2014 г., поэтому сопоставимые продажи оказались не такими высокими, как в прошлом году, объяснял президент «Протека» Вадим Музяев. Выручка Alliance Boots в России (ей принадлежит дистрибутор лекарств Alliance Healthcare Rus) за финансовый год, завершившийся 31 марта 2014 г., от сопоставимых продаж сократилась на 18,8%, признавалась компания в годовом отчете Alliance Boots, причина — снизившийся спрос на продукцию и непривычно теплая зима, в итоге бизнес в прошедшем году оказался убыточным.

По данным IMS Health, в I квартале прошлого года как раз из-за эпидемии гриппа рынок вырос на 18-19%. Отсутствие эпидемии гриппа в этом году, несомненно, повлияло на снижение продаж в аптеках примерно на 15%, говорила ранее «Ведомостям» исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.

Источник: Ведомости. 21.05.2014, 89 (3593)