СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Будущее фармацевтической розницы. Переживут ли традиционные аптеки приход новых игроков?


Сегодня купить в интернете с доставкой можно почти все, включая лекарства, которые отпускаются без рецепта. Останется ли место у обычных аптек рядом с гигантами интернет-торговли, захватывающими фармрынок, и как все это скажется на пациентах получающих лекарства? Об этом рассуждали представители всех сторон процесса в рамках Российского фармацевтического форума, который состоялся в Санкт-Петербурге 12-13 мая.

Все должны играть по одним правилам

Исполнительный Директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева выразила общее мнение традиционной фармрозницы, что у всех участников рынка должны быть абсолютно равные условия вхождения в него. "Законодательство Российской Федерации должно обеспечивать абсолютно равные права для всех действующих участников, для всех желающих, будущих и потенциальных участников, которые войдут в систему розничного сегмента фармрынка, - считает она, - Выполнять все правила по лицензированию - это справедливый подход. Лекарства должны навсегда оставаться за аптечной организацией. А с точки зрения новых технологий, они должны быть на благо, но в первую очередь - следует учитывать интересы пациента и ответственность перед ним. Мы должны дать ему гарантии качества лекарственных препаратов, качества фармацевтической помощи. И эти гарантии допустимы и возможны только при соблюдении всеми норм законодательства РФ".

Также она напомнила, что люди высоко ценят профессионализм фармацевтических работников и их консультирование.

Не идти против эволюции

Вице-президент ПАО "Сбербанк" и руководитель индустрии здравоохранения Юрий Крестинский, напротив, считает, что развитие информационных технологий и логистики приведет к тому, что превалировать будут новые формы продажи и доставки. По его мнению, это неизбежно, и лекарства не станут исключением, конечно, при условии соблюдения безопасности их продажи, что должно наложить определенные требования на нормативно-правовую базу. "Мы являемся частью эволюционного процесса. Противостоять естественным процессам - плохая затея", - подчеркнул он, добавив, что всем участникам следует подумать о том, как извлечь из них пользу.

Напомним, что с недавних пор компания СБЕР подключилась к продаже и доставке лекарств, заключив сделку с "Р-Фарм" по приобретению 45% доли в сервисе интернет-торговли лекарствами. В результат появилась экосистема СБЕР Банка - Сбер Еаптека , включающая интернет-аптеку, высокотехнологичный сервис с системой персональных рекомендаций и т.д.

Выиграть битву за потребителя

Генеральный директор аптечной сети АСНА Александр Шишкин не разделяет опасений, что правильно обращаться с лекарствами умеют только в аптеках. "Аптечный товар - самый стандартизованный товар в мире. Поэтому он самый подготовленный для коммерции - имеет стоимость, занимает мало места и т.д. В любом случае сейчас идет война за потребителя. Тот, кто будет владеть потребителем, данными, знаниями о нем, тот и выиграет", - считает он.

Если сравнить объемы аптечного рынка и интернет-торговли, станет понятно, что "бодаться" нет смысла, потому что во главе угла потребитель, а значит, - потребительская корзина. По мнению Александра Шишкина, самое значимое место в ней, не по деньгам, но по структуре, занимают лекарства. Они больше всего подготовлены к любому виду продажи. И поэтому, кто будет владеть потребителем, тот и направит поток, куда ему нужно, считает директор АСНА.

Маркетплейсы не враги аптекам

Руководитель фармацевтического направления "Яндекс.Маркет" Максим Агарев напомнил о необходимости разграничения между интернет аптеками, которые уже забирают потребителя у традиционных аптек, оказывая услуги бронирования и доставки, и маркетплейсами (торговыми площадками). "По факту, маркетплейс - это не продающая организация, а вспомогательная инфраструктура для входа в онлайн тех, у кого ее нет. Это то, что дает возможность малым организациям конкурировать с большими игроками", - отметил он.

Компания "Яндекс" также заинтересована в продаже лекарств, один из ее проектов "Яндекс.Лавка" уже получил лицензию на фармацевтическую деятельность.

С этой точкой зрения согласен также менеджер проекта vseapteki.ru компании Mail.Ru Group Александр Котляров. "Подключение к интернет-сервису подходит всем, - говорит он, - Это не конкуренция, а партнерство".

То же самое можно сказать про сотрудничество с AliExpress. Недавно "Все аптеки" стали российским партнером компании по лекарственным товарам. Александр Котляров подтвердил, что новый сервис работает только с российскими организациями и ритейлерами. "Речь здесь не идет о товарах из Китая, это точно такое же бронирование в аптеках", - уточнил он.

Объединить усилия для наилучшего сервиса

Идеальный выход для всех предложила директор подразделения безрецептурных препаратов Компании IPSEN Анастасия Чернусова. Она обратила внимание, что и производители, и ритейлеры, одним словом - все, уже выстраивают экосистемы, которые позволяют получать не просто продукт, а сервис для пациентов. "Экосистемы должны быть более взаимосвязаны. У всех есть свои данные, но в разных местах. Но будущее за системой, где пациент реально получит дополнительный сервис. Онлайн-аптеки, какой бы ни был у них юридический статус, являются еще одной точкой продажи. Лекарства нельзя покупать бездумно, как продукты по акции. Фармацевты и консультирование все равно нужны. Надо подумать, как отстроить систему, где мы можем сделать дополнительный сервис для пациентов, и для компаний", - отметила она. Общение и консультация - это сильные стороны традиционных аптек. При интернет-заказах этого, как правило, нет - покупатель просто нажимает на кнопку. Но осуществить это достаточно легко технически. Горячие линии есть у всех, существует и пациентская поддержка, и услуга записи на прием, но пока все находится в разных местах. И объединив все услуги в рамках общей большой экосистемы, можно стать победителем в новых условиях. Это позволит и получить прибыль, и удовлетворить нужды покупателя, резюмировала Анастасия Чернусова.

 

 

Партнеры