СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить в СРО  

Средняя цена на средства от насморка за год выросла на 12%


Аптечные продажи ЛОР–препаратов за девять месяцев текущего года в рублях составили более 66 млрд, что на 13% больше, чем в тот же период прошлого года. Средняя стоимость этих препаратов выросла на 10%. Причем более всего подорожали средства для заболеваний носа — +12%.

Как подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM, за девять месяцев 2021 года рынок препаратов при ЛОР-заболеваниях* вырос в рублях на 13%, в упаковках на 2% относительно аналогичного периода прошлого года. Средняя цена ЛОР-препаратов в январе — сентябре текущего года была 184 руб., в январе — сентябре прошлого года — 167 руб. за упаковку.

Сколько стоит

Максимально среди препаратов от насморка подорожали самые бюджетные средства на основе нафазолина (+11%). Цена назальных антиконгестантов с нафазолином изменилась с 33 руб. до 37 руб. за упаковку. При этом продажи этих препаратов в натуральном выражении упали на 8% относительно I—III квартала 2020 года.

Наиболее дорогостоящими из представленных ЛОР-препаратов были средства с действующим веществом  мометазон (синтетический глюкокортикостероид для местного применения, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие). В анализируемый период средняя цена за упаковку этого лекарства примерно составляла 580 руб. Стоимость относительно прошлого периода выросла на 2,5%.

В первой двадцатке МНН по стоимостному объему мометазон лидирует по приросту продаж в рублях (+33%). Также за этот период значительно увеличились продажи МНН бензидамин (+31% в рублях), это  противовоспалительное и антисептическое средство, применяющееся при заболеваниях горла.

Как рос рынок

В первые девять месяцев 2021 года аптечный рынок ЛОР-препаратов вырос в рублях на 13%, а в упаковках на 2%. В январе — сентябре 2020 года относительно предыдущего периода 2019 года рынок рос более сдержанно — +4% в рублях и +2% в упаковках.

В обзоре анализировались: лекарства, которые занимают максимальный объем в денежном выражении (87,7%), БАД (около  1,6%) и прочий ассортимент (10,7%). 

lor1.png (37 KB)

lor2.png (14 KB)

Источник: AlphaRM

В сентябре текущего года аптечные продажи средств при ЛОР-заболеваниях стали максимальными за этот месяц в последние годы. Покупательский всплеск  в сентябре этого года произошел  как в стоимостном (+19%), так и в натуральном выражении (+8%) относительно сентября  прошлого года.

lor3.png (65 KB)

lor4.png (32 KB)

Источник: AlphaRM

Нос важнее

В обзоре анализировались средства для лечения заболеваний носа, уха и горла.  В сегменте аптечных продаж ЛОР-препаратов средства от насморка в первые девять месяцев 2021 года занимали почти 60% в денежном и более 71% в натуральном выражении. Доля препаратов, применяющихся при болезнях горла, около 35% в рублях и 5% в рублях — средства при заболеваниях уха.

lor5.png (96 KB)

Источник: AlphaRM

На рынке ЛОР-препаратов большую долю занимают средства с ксилометазолином. В рублях данные препараты составляют 18,9% от продаж в сегменте, в упаковках доля еще больше — 38,6%. Количество брендов с МНН ксилометазолин около 19.

Другой распространенный компонент в составе ЛОР-препаратов — морская вода (доля рынка в рублях 9,7%). Около 30 торговых марок содержат морскую воду. Среди них есть шесть препаратов зарегистрированных как лекарственные средства. Основная часть средств с морской водой являются медизделиями — это около 79% в рублях и 72% в упаковках от продаж средств с этим   действующим веществом. Данный компонент входит в состав средств при заболеваниях носа и горла.

 На третьей позиции действующее вещество оксиметазолин, с долей 5,3%.   Четвертое  место занимает МНН мометазон с долей продаж 4,7%.

Среди всех препаратов для лечения насморка около 50% приходится на сосудосуживающие средства (в рублях и упаковках). Помимо них в группе также есть назальные кортикостероиды, противомикробные, противоаллергические  средства и т.д.

ТОР5 МНН препаратов при ЛОР-заболеваниях  в I-III кв.  2021 года

Рейтинг

МНН

Количество брендов

Доля продаж, %

В стоимостном выражении

1

Ксилометазолин

19

18,9

2

Морская вода

30

9,7

3

Оксиметазолин

15

5,3

4

Мометазон

9

4,7

5

Бензидамин

7

4,5

В натуральном выражении

1

Ксилометазолин

19

38,6

2

Нафазолин

4

11,9

3

Морская вода

30

5,4

4

Оксиметазолин

15

4,5

5

Амилметакрезол+Дихлорбензиловый спирт

7

2,9

Источник: AlphaRM

Фокус внимания

В ТОР10 фармкомпаний только две отечественные корпорации: Solopharm — поднялась на третье место по итогам трех кварталов 2021 года, и «Валента Фармацевтика» — спустилась на шестое. Лидером остается международная компания Stada, с долей рынка 9,2% в рублях. У компании в сегменте 21 торговое наименование ЛОР-препаратов. На второй позиции GSK с долей 6,5% — у производителя на рынке 10 наименований.

У всех участников первой десятки продажи увеличились относительно января — сентября 2020 года. Максимальный рост продаж лекарств зафиксирован у Solopharm (+37,1%). У компании наблюдается рост почти всех брендов. Из лидирующих марок компании наибольший прирост у средства «Ангидак», применяющегося при заболеваниях горла (+59% в рублях и +47% в упаковках).

ТОР10 корпораций на аптечном рынке препаратов при ЛОР-заболеваниях в стоимостном выражении в I-III кв. 2021 года

Рейтинг

Корпорация

Количество торговых наименований

I-III кв. 2020

I-III кв. 2021

Прирост продаж I-III кв. 2021/I-III кв. 2020, %

I-III кв. 2021

I-III кв. 2020

1

1

Stada

21

10,0

9,2

3,4

2

2

GSK

10

5,9

6,5

24,1

3

4

Solopharm

23

4,7

5,7

37,1

4

3

Johnson & Johnson

7

6,1

5,4

0,5

5

7

Recordati

6

4,2

4,6

24,3

6

5

Валента Фармацевтика

5

4,6

4,6

12,4

7

9

Bionorica

3

3,8

4,5

33,2

8

6

Teva

8

4,2

4,5

19,5

9

8

Reckitt Benckiser

6

4,0

4,0

12,0

10

11

Ядран

12

3,4

3,6

18,4

Источник: AlphaRM

Первая пятерка компаний в сегменте сфокусирована на рынке препаратов для лечения заболеваний носа. В портфеле ТОР5 производителей средства для лечения насморка совокупно занимают более 80% в стоимостных продажах ЛОР-препаратов. В ЛОР-портфеле лидирующей компании Stada средства от насморка занимают 97%, в корпорации GSK — 98%. Компания Johnson & Johnson представляет на рынке препараты для лечения заболеваний носа и горла, причем продажи их поделились почти поровну — 51,9% и 48,1% соответственно. Средств для ушей у трех перечисленных корпораций в линейке не представлено. У Solopharm и Recordati на ушные препараты приходится около 6% средств в портфеле производителей в данном сегменте.

lor6.png (50 KB)

Источник: AlphaRM

ЛОР-лидеры

В каждой из трех терапевтических групп имеются свои лидирующие бренды. Среди препаратов для лечения заболеваний горла в стоимостном выражении первенство принадлежит антибактериальному препарату «Граммидин» производства «Валента Фармацевтика» — он занимает 13,1% в  этой группе.

 Лидер среди препаратов для лечения заболеваний носа ­— «Снуп» компании Stada с долей 6,8% в своей группе. В средствах для ушей (включая препараты для глаз и уха) лидирует «Отипакс» с долей 35,2%.

Если рынок рассматривать в натуральном выражении, то первые места принадлежат маркам «Стрепсилс» (средства для горла), «Нафтизин» (средства для носа) и «Отипакс» (средство для ушей).

Лидирующие бренды в разных группах препаратов при ЛОР-заболеваниях в I-III кв. 2020-2021 годов

Терапевтическая группа

Бренд

Доля продаж бренда в группе, %

I-III кв. 2020

I-III кв. 2021

В стоимостном выражении

Препараты для лечения заболеваний горла

Граммидин

12,7

13,1

Препараты для лечения заболеваний носа

Снуп

7,1

6,8

Препараты для лечения заболеваний уха (включая препараты для глаз и уха)

Отипакс

35,5

35,2

В натуральном выражении

Препараты для лечения заболеваний горла

Стрепсилс

11,5

12,5

Препараты для лечения заболеваний носа

Нафтизин

14,1

13,7

Препараты для лечения заболеваний уха (включая препараты для глаз и уха)

Отипакс

31,5

30,3

Источник: AlphaRM

Формы разные бывают

Покупатели чаще отдают предпочтение ЛОР-средствам в виде спрея или аэрозоля. Данная форма выпуска занимает на рынке 56,8% в рублях и 50% в упаковках. После аэрозольной формы посетители аптек в анализируемый период чаще приобретали упаковки в виде капель (30,5% в натуральном выражении). В стоимостном объеме на втором месте леденцы и пастилки — около 21% в рублях.

lor7zamena.png (105 KB)

lor8.png (51 KB)

Источник: AlphaRM

*В обзоре анализировались EphMRA–группы второго уровня: R1–препараты для лечения заболеваний носа, R2–препараты для лечения заболеваний горла, S2–препараты для лечения заболеваний уха, S3–препараты для лечения заболеваний глаз и уха. Для удобства в анализе были объединены две группы S2–препараты для лечения заболеваний и S3–препараты для лечения заболеваний глаз и уха.