СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Сергей Цыб: «Любой рынок силен тогда, когда на нем есть сильные локальные игроки»


27 июня в рамках Международной конференции по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос» при поддержке Минздрава РФ состоялось заседание «Вызовы времени: привлечение технологий и инвестиций в российское здравоохранение». Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб рассказал об усилиях ведомства по привлечению в страну инвестиций.

«Проблема привлечения технологий и инвестиций в российское здравоохранение — это действительно вызов времени, — считает Сергей Цыб. — Поскольку это комплексная задача, ее невозможно решить силами какого-то одного ведомства. Поэтому основная задача — координация действий всех федеральных органов исполнительной власти для создания в стране благоприятного инвестиционного климата».

По мнению замминистра, какие-то успехи уже есть, поэтому не нужно посыпать голову пеплом и заниматься самобичеванием, а рассказывать о том, что сделано.

Сергей Цыб рассказал о том, что сейчас является основным в реализации государственной программы промышленного развития в сфере здравоохранения. Он также остановился на то, что необходимо для создания комфортных инвестиционных условий для компаний, которые занимаются как производством лекарственных средств и медицинских изделий, так и исследованиями в области создания новых лекарств и новых девайсов.

Тактика и стратегия

По словам эксперта, последние пять лет связаны с модернизацией, техническим перевооружением фармацевтической и медицинской промышленности, поэтому достаточно скоро на территории России появятся инфраструктура и все возможности для производства лекарственных препаратов любой сложности. Все это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить тот уровень технологического развития, который должен быть в таком высокотехнологичном секторе экономики, как фарма.

Вторая цель — стратегическая. Учитывая, что любые высокотехнологичные секторы предполагают инновационное развитие, необходимо было параллельно с процессом модернизации активно стимулировать развитие инновационного сегмента. Здесь прежде всего необходимо развитие инфраструктуры, отсюда и появление в государственной программе финансирования центров по разработке лекарственных средств и медицинских изделий, создание соответствующих исследовательских компетенций, в том числе перевооружение лабораторного корпуса и создание заделов для того, чтобы попытаться реанимировать достаточно серьезную базу фундаментальной науки, которая изначально была в Российской Федерации.

Прикладная наука

«К сожалению, последние 20–25 лет мы не занимались в этом сегменте настолько активно прикладной наукой, насколько нужно было это делать, — считает Сергей Цыб, — но тому были объективные и субъективные причины. Отсюда и наше движение в сторону консолидации усилий всех возможностей прикладной науки в России».

По словам замминистра, в настоящее время в этот процесс вовлечены все крупнейшие исследовательские центры страны. Крупные западные игроки обратили внимание на то, что в Российской Федерации есть условия для совместного партнерства в области исследований. Если в сфере инвестиций можно предлагать рынок в обмен на инвестиции, то в системе развития исследований государству необходимо создавать базовые входящие условия для комфортного проведения таких исследований у нас.

«Здесь нужно просто говорить о деталях — что нам удалось сделать, чего сделать не удалось, в каких еще странах есть для этого стартовые условия, сравнить их с Российской Федерацией, посмотреть, что нам нужно дополнительно сделать в этой сфере, — считает Сергей Цыб. — К примеру, надо взять законодательство «Сколково» и сравнить его с законодательством этого сегмента в развитых странах или на развивающихся рынках».

Темпы развития

По мнению замминистра, с точки зрения системных входящих условий для развития научных исследований прикладного характера у нас ситуация ничуть не хуже, чем в других странах. При этом остается не до конца проработанным вопрос администрирования. В настоящее время внесены серьезные поправки в законодательство в отношении защиты интеллектуальной собственности, ведется работа над законодательством в области налогообложения в данном сегменте. Создаются экономические предпосылки для появления и развития свободных экономических зон, технопарков, фармацевтических и биофармацевтических медицинских кластеров. Есть и другие инструменты и механизмы, которые государство создает для того, чтобы развивать этот рынок. В стране не было венчурных инструментов, а теперь создана Российская венчурная компания. Появляются крупные корпоративные фонды, в том числе с привлечением венчурного капитала крупных западных компаний. «Буквально за последние 4–5 лет мы прошли путь, который многие страны проходят десятилетиями, — отметил Сергей Цыб, — а мы достаточно оперативно решаем многие вопросы. И хотя далеко не все сделано, но говорить, что у нас ничего нет, тоже неправильно».

Локальные игроки

По мнению эксперта, первая задача — модернизация, техническое перевооружение, создание инфраструктуры, привлечение инвестиций в производственный сегмент — вполне решаема. Вторая задача гораздо сложнее и гораздо существеннее. С одной стороны, это регуляторика и доступ на рынок произведенной в стране продукции. С другой стороны, это новые инструменты и механизмы для быстрого роста локальных компаний за счет внутреннего рынка.

«Любой рынок силен тогда, когда на нем есть сильные локальные игроки, — считает Сергей Цыб. — Поэтому мы должны совместно с Минздравом и Минэкономразвития — ведомствами, которые фактически отвечают за регуляторный процесс в Российской Федерации — создать возможность локальным игрокам быстро и оперативно доводить свою продукцию до конкретного рынка в России».

По словам эксперта, широкий спектр инструментов может использоваться не только для развития инновационных технологий и формирования долгосрочных заказов под встречные обязательства, которые сейчас активно обсуждаются Минопромторгом совместно с Минздравом и Минэкономразвития, но и для локальных задач и быстрого доступа на рынок. Это и соответствующее совершенствование законодательства, и поправки в 61-й Закон «Об обращении лекарственных средств», и активный преференциальный режим для локальных игроков в сегменте государственных закупок, что не противоречит условиям и нормам, которые ставит внешнеторговая организация.

Не стоит забывать и о важности создания дополнительных преференций для локальных игроков в конкретном сегменте, где государство является основным заказчиком и основным регулятором, с учетом того, что «инвестиции в обмен на рынок» — это абсолютно нормальная ситуация для многих стран.

«Для этого нужно просто предпринимать определенные действия по созданию соответствующей нормативной базы, которая поможет активно развивать это направление», — считает заместитель министра.

Межведомственное взаимодействие

По мнению эксперта, в последнее время созданы новые инструменты по взаимодействию между федеральными органами исполнительной власти, что тоже является большим шагом вперед.

В настоящее время для более активного взаимодействия между органами исполнительной власти создана совместная рабочая группа, куда вошли представители Минпромторга, Минздрава и Минэкономразвития.

«В ближайшее время основная наша работа будет основана на нахождении разумного баланса между государственной политикой, которую страна проводит в области здравоохранения, и государственной политикой, которую мы проводим в области промышленного развития», — заключил Сергей Цыб.

Источник: РИА АМИ