Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 205-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее – Закон № 323). Изменяются сроки передачи субъектам Российской Федерации полномочий по организации лекарственного обеспечения лиц, больных некоторыми видами орфанных заболеваний, в том числе гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц, нуждающихся в соответствующем лекарственном обеспечении после трансплантации органов и (или) тканей (в связи с их проведением).
Согласно новой редакции статьи 101 Закона № 323, передача названных полномочий откладывается до 1 января 2018 г. Соответственно, до наступления названной даты лекарства для названных нужд лекарственного обеспечения будут, как и ранее, закупаться централизованно.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 243-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее – Закон № 323). Глава 6 КоАП РФ дополнена статьей 6.32, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.
Согласно части первой данной статьи, нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья – в части получения информированного добровольного согласия – влечет наложение административного штрафа в размере:
- на граждан – от одной тысячи до трех тысяч рублей;
- на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части второй данной статьи, нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, также влечет наложение административного штрафа в размере:
- на граждан – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Ранее, напомним, законодательством была предусмотрена уголовная ответственность за незаконный аборт, проводимый лицом, не имеющим соответствующего высшего медицинского образования (это положение уголовного законодательства сохраняет свою силу). С учетом изложенного соответствующим образом изменена редакция части восьмой статьи 56 Закона № 323.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Изменения обусловлены созданием в Российской Федерации системы военной подготовки студентов очной формы обучения по программам подготовки, помимо офицеров запаса, также сержантов (старшин) и солдат (матросов) запаса (на военной кафедре при соответствующей федеральной государственной образовательной организации высшего образования).
При принятии уполномоченным органом решения о допуске к подготовке в качестве военнослужащего запаса учитывается состояние здоровья и результаты профессионального психологического отбора соответствующего гражданина. Медицинское освидетельствование граждан, изъявивших желание заключить договор о такой подготовке, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о военно-врачебной экспертизе.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ внесены изменения в отдельные федеральные законодательные акты по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями, в том числе услуг в сфере охраны здоровья. Так, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ дополнен статьей 79.1, регламентирующей независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями (далее также – оценка).
Поясним, что независимая оценка качества услуг представляет собой одну из форм общественного контроля, ее цель – повышение качества деятельности в том числе медицинских организаций, оказывающих (предоставляющих) соответствующие виды услуг. Нормативное регулирование независимой оценки качества оказания услуг в порядке общественного контроля осуществляется в соответствии с только что принятым Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.
В статье перечисляются критерии оценки. Такая оценка проводится, как правило, на основе общедоступной информации о деятельности медицинских организаций. В статье определены также меры, направленные на создание условий для надлежащего проведения оценки, в том числе, например, по формированию соответствующих общественных советов. Обозначены основные задачи общественных советов при проведении оценки, порядок обнародования информации о результатах оценки, и др.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 г.г.» от 2 декабря 2013 г. № 321-ФЗ и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. Согласно изменениям, уточняется порядок расходования средств т.н. нормированного страхового запаса ФФОМС.
Изменения, в частности, предусматривают направление таких средств – по решению ФФОМС – в федеральную казну в виде иных межбюджетных трансфертов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, федеральными государственными учреждениями. Кроме того, дополнительные средства перечисляются территориальным фондам ОМС в новых субъектах Российской Федерации – Республике Крым и г. Севастополь (на организацию ОМС, включая информатизацию медицинских организаций, функционирующих в этих субъектах).
Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 348н и 249н (зарегистрированы в Минюсте России 17 и 18 июля 2014 г., соответственно) внесены изменения в Порядок выдачи листков нетрудоспособности (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н).
Согласно изменениям, отныне (см. ниже) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается на весь период его лечения в амбулаторных условиях (либо весь период совместного пребывания с ребенком лица, которому выдается листок нетрудоспособности, в медицинской организации) при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем на 60 календарных дней в календарном году (суммарно по всем случаям ухода за этим ребенком), а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. № 84н – не более чем на 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием. В случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет листок нетрудоспособности выдается на тот же период (см. выше), но не более чем на 120 календарных дней в календарном году (суммарно по всем случаям ухода за этим ребенком).
Отметим, что прежний порядок выдачи листка нетрудоспособности в рассматриваемых случаях уточняется в связи с вынесением соответствующих решений Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ).
______________________________________________________________________
Действие приказов №№ 348н и 349н распространяется на правоотношения, возникшие с даты вступления в законную силу решений ВС РФ №№ АКПИ 14-105 и АКПИ 13-178.
Источник: РИА АМИ