Новый налог привел чиновников в замешательство Министерства экономического блока правительства относятся к идее возврата налога с продаж если не критически, то, по крайней мере, с осторожностью. Но при отсутствии других предложений, как еще остановить растущий дефицит бюджета, это может означать, что никто не хочет брать на себя ответственность за возможные негативные последствия для экономики от «нового-старого» налога.
Споры вокруг введения налога с продаж вполне могут стать самой жаркой законодательной инициативой в начале осенней сессии Госдумы, куда Минфин вскоре внесет свой если не скандальный, то самый обсуждаемый на сегодняшний день законопроект. Против нового-старого налога, который в России дважды вносился и отменялся, уже выступило деловое сообщество, различные эксперты,Минэкономразвития, а теперь и Минпромторг. По данным «Ведомостей», которые ссылаются на три источника в правительстве, ведомство «присоединилось» к экономическому блоку правительства (что скорей всего может означать внесение отрицательного отзыва на законопроект).
Изначально идея введения налога с продаж (НСП) в размере 3% для помощи региональным бюджетам появилась на совещании у главы государства с членами правительства. По всей видимости, проработать вопрос с возвратом налога с продаж президент поручил ввиду растущих долгов и дефицитов регионов и отсутствия предложений по их ликвидации. По данным Минфина на март, дефицит региональных бюджетов приближался к уровню всего прошлого года - в 700 млрд. рублей. По прогнозам рейтингового агентства Moody's, до конца года регионы могут не свести балансы на общую сумму почти до 900 млрд. рублей. Основные причины – снижение объемов производства ввиду общего замедления экономики и как следствие – уменьшение поступлений налога на прибыль (в том числе из-за ухода бизнеса в тень).
Представители Минфина тоже изначально возражали против введения НСП, предлагая взамен повысить НДС с 2015 года с 18 до 20%. Их идею поддержал и помощник президента, бывший министр экономического развития Андрей Белоусов. Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что НПС может принести в казну дополнительно 200 млрд. руб. в год. При этом первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко ранее приводила иные аргументы о том, что НСП менее выгоден бюджету, чем повышение НДС. Если НПС может принести, по оценкам чиновников, в следующие три года 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, то увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Кроме того, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети).
«Мне трудно понять логику инициаторов идеи налога с продаж, поскольку он противоречит законодательству, - сообщила «Эксперт Online» Людмила Пронина, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора МИГСУ РАНХиГС. – Это, по сути, двойное налогообложение, поскольку покупая товар, потребитель уже по факту платит НДС. В 2004 году налог с продаж потому и отменили, что он нарушает Налоговый кодекс».
Ранее вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. Единогласно против НСП выступили и деловые объединения. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя», - указал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. В эффекте для бюджетов регионов от введения нового налога усомнился и руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации», - сообщал он.
Российский союз промышленников и предпринимателей тоже выразил отрицательную позицию, которая и легла видимо в основу аргументов Минпромторга. В РСПП считают, что введение НСП приведет к сокращению производства, поскольку вырастут цены и упадет спрос на облагаемые налогом товары и услуги. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста.
Категорически против НСП выступили ритейлеры, которые ввиду снижения спроса из-за фактического роста цен потеряют больше всех в объеме продаж. «Крупные сети, средние и несетевые магазины исправно платят налоги, но их доля в рознице 60%, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли. - А значит около 40% налоговых сборов от сетевой розницы уже сейчас остается в тени и не поступает в бюджет Российской Федерации. Таким образом, введение налога с продаж поставит цивилизованный ритейл в неравное положение по сравнению с остальным бизнесом. Поскольку именно на сетевую розницу ляжет основная нагрузка по уплате отмененного в 2004 году в связи с неконституционностью налога». АКОРТ обратился к правительству с предложением, как компенсировать выпадающие доходы бюджета без повышения налоговой нагрузки: вывести скрывающие прибыль крупнейшие магазины в каждой отрасли на «чистую воду» путем простого сопоставления их оборотов с объемом уплаченных налогов.
«Полагаю, что Минфин и сам будет тихо рад, если экономический блок правительства и Госдума победят в этом вопросе и налог с продаж введен не будет, - считает Марина Зайкова, глава налогового комитета «Деловой России». – В Минфине есть сильные экономисты и налоговики, которые прекрасно понимают, что налог с продаж очень трудно администрируется. Чтобы его собирать, нужны большие затраты, которые все равно окажутся выше общих сборов по ряду причин, если подходить к делу основательно. А если не основательно, то смысла нет и подавно. В том числе и потому, что мы теперь вовлекаем сюда и малый бизнес вопреки всем стратегиям по ослаблению давления на него. Многие предпочтут уйти в тень, что снизит налогооблагаемую базу».
Ситуация складывается парадоксальная, поскольку для регионов эффект от НСП не очевиден, а для экономики по единодушному мнению экономического блока правительства и либерального сообщества - печален. Собственно, страсти вокруг очередной идеи введения налога с продаж будут еще накаляться, поскольку не ясно, кто именно возьмет на себя политические риски от негативных последствий.
«Для меня как депутата политическую ответственность за негативные последствия введения налога с продаж должен нести тот, кто внесет законопроект, - пояснила «Эксперт Online» Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам. – В данном случае это правительство, оно и будет отвечать, в том числе и за повышение цен из-за ведения этого налога. Он особенно болезненно ударит сейчас по рынку и потребителям, на фоне введенных санкций».
Региональные власти пока неоднозначно оценили законопроект. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что он давно просили президента об этом. Если правительство разрешит субъектам РФ вводить налог с продаж, то Калужская область воспользуется правом применить его.
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, напротив, озаботился ростом цен для населения. «Особенно это касается дальневосточных субъектов, где уровень жизни и покупательская способность населения ниже, чем в целом по стране. Из-за отдаленности территории, цены на продукты питания и товары первой необходимости на Камчатке итак запредельные», - заявил он.
«Думаю, позиция Минфина хотя и осторожная, но она может взять вверх над аргументами других министерств, отвечающих за институты развития, - пояснил «Эксперт Online» Александр Сафонов, проректор РАНХиГС, проректор РАНХ и ГС. – К сожалению, общая ситуация такова, что тактические решения по пополнению бюджета оказались актуальнее стратегических задач развития. Мотивы же Минфина как фискального органа вполне ясны: переложить ответственность за выполнение указов президента на регионы. Вы жаловались, что вам не хватает денег – собирайте их сами. Понятно, что потребитель ответит на любое повышение снижением спроса, но за это уже Минфин не отвечает. Если не сумели собрать налог – это будет ваша проблема, так всегда может сказать Минфин».
«Против такого аргумента как сильный дефицит бюджета не смогут устоять все министерства вместе взятые и деловые круги тоже, - говорит Людмила Пронина. – Здесь должны подключиться не только политики, но и губернаторы». «Думаю, большинство губернаторов пока не подают голос против налога с продаж даже через своих представителей в Совете Федерации, поскольку одни еще не поняли, будет от новшества польза или нет, а те, что видят негативный эффект, скорей всего попросту не решаются противоречить Минфину. Тогда может быть повышенный интерес к финансовому состоянию их регионов», - считает Александр Сафонов
Источник: «Expert Online»