СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Николай Герасименко: «В России лекарственное обеспечение отстает по среднедушевому потреблению не только от стран Западной Европы, но даже от некоторых стран СНГ»


Ситуацию с формированием бюджета здравоохранения на 2015-2017 годы и, в частности, финансирование всех обещанных госгарантий по обеспечению лекарственными препаратами пациентов вице-президент РАМН, директор НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Владимир Стародубов назвал «непростой». «Ее невозможно сравнивать с тучными годами, когда был сделан существенный вклад государства в медикаменты и в инфраструктуру здравоохранения», – сказал он, выступая на круглом столе «Реализация Стратегии лекарственного обеспечения: создание эффективной системы рационального использования лекарственных препаратов на основе принципов доказательной медицины».

В частности, озабоченность эксперта вызывает сокращение финансирования федеральных клиник из федерального бюджета, что в сложное положение ставит выполнение полного объема медпомощи в этих учреждениях. Не вполне ясно, как будет происходить при таких условиях формирование тарифов и форм оплаты в фонд ОМС.

Федеральная исполнительная власть сейчас предоставляет субъектам самостоятельность, отметил Владимир Стародубов, чтобы сократить издержки, но разница между регионами столь значительна, что различия в тарифах ОМС многократны, и доступность в том числе лекарственной помощи у разных регионов РФ различна, что несправедливо по отношению к населению.

На круглом столе был поднят вопрос и о необходимости регулирования дистанционной торговли лекарственными средствами. Помощник депутата ГД РФ А.П. Петрова Александр Сумин заявил: «Ситуация требует системного подхода, состоящего из определения параметров добросовестности участников рынка в сочетании с жестким надзором. Здесь нам близок китайский опыт регулирования сегмента. В настоящее время мы прорабатываем возможные юридические конструкции».

Еще один блок «перезревших» вопросов – это пилотные проекты лекарственного обеспечения населения в амбулаторной помощи. Сложность внедрения системы лекарственного страхования в России заключается в необходимости постепенного перемещения фокуса с лечения конечной стадии болезни и отсрочки летального исхода к профилактике заболеваний и диагностике. Такие опыты, в частности в Кировской области и Крыму признаны успешными. Профессор Стародубов отметил, что правильно выстроенная система лекарственной амбулаторной помощи – 2-я после профилактики возможность добиться увеличения продолжительности жизни россиян.

Ограничений не будет

Профессор Стародубов назвал «глупостью и провокацией» выступление некоторых СМИ и депутатов, утверждающих, что уже сегодня возможно обойтись импортозамещенными отечественными лекарственными препаратами для всего населения РФ. «Это нереально, сегодня импортные лекарства – это 11,8 млрд $, объем растет на 12-15% в год, и зависимость от импорта велика в фармации как ни в одной другой сфере. Отечественные заводы могут удовлетворить потребность населения только на 15-20%», – отметил профессор Стародубов. – Возможности населения получать необходимое количество препаратов ограничены, поскольку лекарственные препараты в большой доле оплачиваются самим населением. Мы провели исследование, чтобы выяснить, сколько готовы граждане РФ платить за увеличение жизни с хорошим качеством на 1 год. Если в США эта сумма равняется 75 тысяч $, в ЕС – 20 тысяч $, то в РФ – 69 тыс. рублей. Если речь идет о члене семьи, то 72 тыс. рублей. А с государства граждане готовы требовать 146 тыс. рублей!»

Гарантии до 2018 года

Представители Минздрава РФ поделились своим видением того, как должны повлиять на здравоохранение и фармрынок России внесенные ведомством поправки в 61-ФЗ (поправки уже внесены в Правительство РФ), а также рассказали о продолжении проектов по лекарственному возмещению. Заместитель директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Владимир Емельянов рассчитывает, что выведение с фармрынка неэффективных лекарственных препаратов должно существенно улучшить качество лекарственной терапии для населения нашей страны. Подготовленные новые нормативные изменения позволят исключить административные барьеры и ускорить в ряде случаев процесс регистрации новых лекарств. Уже сейчас отказов при регистрации в 2 раза меньше, чем в прошлые годы. Приняты единые порядки формирования всех лекарственных перечней, в частности Перечня ЖНВЛП. Минздрав заверил, что «до 2018 года федеральные закупки по программе «7 нозологий» останутся «неприкосновенными», а Закон по обороту медизделий должен быть готов к 01.01.2015 года, а еще через год он начнет действовать».

Владимир Емельянов рассказал также, что сейчас в ведомстве идет отбор субъектов для участия в программах лекарственного возмещения. Свои заявки подали 15 территорий, среди которых Москва, Татарстан, республика Тыва, Сахалинская и Тамбовская области, Красноярский, Приморский и Алтайские края, республика Мари Эл.

Профессор Стародубов уточнил, что главное сейчас «на входе» четко определить, как будут осуществляться вложения регионов, какой круг людей смогут в этих пилотных проектах участвовать, сколько средств придется вкладывать населению.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, профессор Николай Герасименко подчеркнул, что система обеспечения лекарствами не может работать эффективно, пока не будет создан объединенный орган контроля за оборотом лекарственных средств. «Необходимо увеличить номенклатуру лекарств по программе «Фарма 2020», упростить регистрацию лекарств, поскольку имеются серьезные политические вызовы по отношению к РФ, – заметил он. – Пока же в России лекарственное обеспечение отстает по среднедушевому потреблению не только от стран Западной Европы, но даже от некоторых стран СНГ».

Эксперты обратили внимание, что никакой ясности с лекарственным обеспечением не наступит, пока не будет создано национальное агентство по оценке медицинских технологий, в частности, об этом говорила Елена Данилина, менеджер по экономике здравоохранения и работе с госструктурами «АстраЗенека Россия». «Сегодня государство закупает неэффективных препаратов на миллионы рублей», - сказала она.

Государство уже немало сделало и продолжает делать для того, чтобы необходимые населению эффективные безопасные и качественные лекарственные препараты стали более доступными. Серьезные усилия правительства в этой сфере за последние годы, весомые прямые инвестиции международных компаний в производство лекарств на территории России, дальнейшие шаги по подъему российской фармпромышленности – все это отвечает задаче обеспечения населения доступными, качественными и эффективными лекарствами, включая инновационные препараты.

Эксперты и руководители Министерства здравоохранения РФ, РАН, медицинских, фармацевтических и общественных организаций, профессиональных ассоциаций, представители профильных комитетов ГосДумы и Совета Федерации уделили внимание новым моделям лекарственного обеспечения и ценообразования в России с учетом лучшего мирового опыта, выслушали видение систем лекарственного обеспечения в условиях дефицита ресурсов от пациентского сообщества. Также в ходе круглого стола были заслушаны итоги пилотного проекта по обеспечению лекарствами в Кировской области.

Источник: РИА АМИ