На вывеске аптечной организации посетитель должен прочесть всю необходимую информацию – начиная с названия и режима работы. О некоторых особенностях оформления аптечных вывесок читайте в нашем сегодняшнем обзоре.
Вопрос: Какая информация должна находиться на вывеске аптеки? Есть ли специальные требования к размещению символов фармацевтической помощи?
Ответ: Обязательные требования к вывеске аптечной организации установлены статьей 9 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также пунктом 22 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утвержденных приказом Минздрава от 31.08.2016 № 647н). Согласно данным нормам, вывеска должна содержать указания:
- вида аптечной организации на русском и национальном языке: «Аптека», или «Аптечный пункт», или «Аптечный киоск»;
- наименования организации – полного и (если такое имеется) сокращенного, в том числе фирменного, и организационно-правовой формы;
- местонахождения (адреса);
- режима работы;
- информации о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего организацию ведомства.
Аптечная организация, действующая не только днем, но и в ночные часы, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время.
При размещении аптеки/аптечного пункта/аптечного киоска внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания. Если это невозможно, допускается установка указателя. Требования к нему аналогичны требованиям к вывеске.
Какие-либо другие обязательные требования к вывеске аптечной организации, в том числе, например, норма о наличии символа фармации – зеленого креста, федеральным законодательством не установлены.
Однако здесь стоит обратить внимание на региональный правовой акт – приказ Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997 № 46 «Об организации информационной работы в аптеках», утвердивший Положение об организации информационной работы в аптеках. В пункте 3.1 данного Положения отмечено, что наружное оформление аптеки включает в себя зеленый крест.
Есть также судебная практика по этому вопросу. Например, решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2018 по делу № А40-133708/17 и вердикты последующих судебных инстанций по указанному делу. А именно: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 № 09АП-30573/2018, постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2018 – и определение Верховного Суда РФ от 12.02.2019 № 305-ЭС18-26198 (которым было отказано в передаче дела № А40-133708/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Согласно данной практике, крест, размещенный на здании, в котором ведет свою деятельность аптека, не может быть признан рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации – и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования. Конструкция с изображением в виде креста несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация.
В качестве правового обоснования Арбитражный суд города Москвы указал, что пункт 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках, утвержденного Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997, предусматривает требование размещения креста и вывески «Аптека» в качестве наружного оформления аптеки. Таким образом, данная вывеска не является рекламной конструкцией.