СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД


С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Этапы введения правил маркировки БАД

31 мая 2023 года Правительства РФ подписало Постановление №886 «Об утверждении Правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении биологически активных добавок к пище». С 1 октября 2023 года производители БАДов начали выпускать свой товар с нанесением маркировки. С 1 марта 2024 года на кассе в аптеке «первостольники» отпускают биодобавки, сканируя QR-коды. С 1 мая 2024 года аптеки получают электронный документ от поставщика об объемно-сортовом учете. С 1 ноября 2024 года стартовал разрешительный режим реализации БАД. Полная прослеживаемость оборота БАДов начнется с 1 сентября 2025 года, когда аптечная организация будет получать QR-код каждой упаковки.

Разрешительный режим маркировки БАД

Разрешительный режим реализации БАД начал действовать с 1 ноября 2024 года. Это онлайн-проверка кода через «Честный знак» на его работоспособность и запрет продажи товара, если QR-код не соответствует необходимым требованиям. Касса просто заблокирует продажу товара с неправильным кодом маркировки.

Причинами блокировки БАДа на кассе могут стать следующие:

  • отсутствует информация в «Честном знаке» о QR-коде;
  • QR-код уже ранее применялся;
  • забраковка от регуляторных органов;
  • нет сведений о вводе в оборот кода;
  • истек срок годности или QR-код не считывается.

«Честный знак» состоит из двух платформ. Это МДЛП для лекпрепаратов, работающий с 2020 года. ГИС МТ — для всех остальных товарных групп. Аптека должна быть зарегистрирована и иметь личный кабинет на обеих платформах. В личном кабинете ГИС МТ надо получить код доступа для проверки QR-кодов. Актуализировать последнюю версию кассы и протестировать ее работу. «Честный знак» рекомендует это сделать через мобильное приложение.

ГИС МТ имеет другую структуру, чем МДЛП. При работе с нелекарственным ассортиментом  аптека до 01.09.25  не  будет получать индивидуальный код товара, при этом она уже должна поэкземплярно отпускать товар, сканируя QR-код.  Отработка такого механизма оборота  зависит от программного обеспечения в аптеке.

Общая схема работы с ГИС МТ

Производитель получает коды в «Честном знаке» и наносит их на товар. Далее отгружает поставщику в виде электронного документа в виде УПД. Там указываются не коды маркировки, а GTIN, то есть штрих-код. Объемно-сортовой учет указан в электронном документе именно в виде штрих-кода и количестве полученного аптекой товара.

Второй вид поступления товара — поэкземплярный, когда в электронном документе указывается каждый QR-код. Дистрибутор проверяет эти коды по факту, сверяет количество и передает в систему маркировки сведения о получении. Далее поставщик формирует такой же документ для розницы. В аптеке при объемно-сортовом объеме сверяется количество товара и GTIN, при поэкземлярном — каждый поштучно. При продаже аптека сканирует каждый QR-код, информация уходит в чек, а затем в «Честный знак».

Что касается остатков в маркировке, аптека имеет право продавать их до истечения срока годности БАДов. Остатки в маркировке — это товары, которые были произведены до даты нанесения на товар знаков обязательной маркировки, то есть до 1 октября 2023 года. И подводить итоги по остаткам товара в личном кабинете нужно уже тогда, когда начнется поэкземплярный учет продукции.

По материалам вебинара «Маркировка — взгляд из аптеки»

Источник:

Маховская Виктория Игоревна, ведущий фармацевтический инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»

Партнеры