СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Аптечный рынок биологически активных добавок (БАД) в России: итоги первых 3 месяцев 2013г.


Согласно данным розничного аудита БАД в РФтм, по итогам I квартала 2013г. объем аптечных продаж добавок в России составил 6,707 млрд. рублей (220,517 млн. долл.) в оптовых ценах и 9,311 млрд. рублей (306,120 млн. долл.) – в розничных (рис.1).

Динамика рынка в оптовых ценах была позитивной и в рублевом эквиваленте (+24%), и в долларовом (+23%). В натуральных показателях продажи БАД увеличились на 8% и составили 85,509 млн. упаковок. Средняя розничная стоимость упаковки БАД была равна 3,58 долл., тогда как годом ранее – 3,14 долл. Отметим, что средняя стоимость упаковки ГЛС (4,28 долл.) была выше, чем у БАД. Средние расходы россиян на приобретение добавок в анализируемом периоде составили 2,14 долл. (в первом квартале 2012г. – 1,74 долл.).

В первом квартале 2013г. лидирующая четверка производителей БАД сохранила свои позиции (табл.1). Первое место по-прежнему занимает компания EVALAR (+9%), на долю которой приходилось 20,2% рынка добавок. И хотя это заметно меньше, чем в прошлом году, компания продолжает лидировать с большим отрывом – на долю занимающего второе место производителя VIS (+22%) приходится уже только 5,7% продаж. Третью и четвертую позиции сохранили AKVION (+17%) и PFIZER (-5%). На строчку вверх, на 5 и 6 места, поднялись PHARMAMED CANADA (+52%) и GNC PM FARMA (+67%). Седьмую позицию вместо девятой занял QUEISSER (+52%). Три нижних строчки рейтинга заняли производители, впервые в него вошедшие. Это компании BAYER HEALTHCARE (продажи увеличились в 3,2 раза), POLYARIS и POLENS (в 2,6 раза). Общая доля десяти лидирующих компаний на рынке БАД увеличилась более чем на 1 п.п. и составила 49,3%.

Наиболее продаваемой добавкой на российском рынке продолжает оставаться стимулятор потенции СЕАЛЕКС ФОРТЕ (+11%) (табл.2). На вторую строчку поднялась добавка аналогичного действия АЛИ КАПС (+65%), которая потеснила слабительное средство ФИТОЛАКС (+5%) на один пункт вниз. Четвертую, пятую, а также седьмую позиции заняли впервые вошедшие в состав Топ-10 РЕДУКСИН-ЛАЙТ и ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ, продажи которых увеличились в 2,5 раза,  а также СУПРАДИН КИДС, рост продаж которого составил 4,3 раза. Динамика оставшихся представителей Топ-10 отставала от среднерыночных темпов или была отрицательной, что привело три из них к потере рейтинговых позиций. Так, с четвертой строчки на шестую опустился ОВЕСОЛ (-9%), с шестого и пятого на два последних места сместились ГЕМАТОГЕН РУССКИЙ (+7%) и ЦИ-КЛИМ (-19%). Добавка ТУРБОСЛИМ ОЧИЩАЮЩИЙ (+19%) сохранила за собой занятое ранее восьмое место. Суммарная доля «десятки» увеличилась на 1,5 п.п. и достигла 19,3%.

Двум представителям рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований на рынке БАД удалось сохранить свои позиции (табл.3). Это возглавляющие его GLYCYRRHIZA GLABRA + PANAX GINSENG + SERENOA REPENS (+11%) и EURYCOMA LONGIFOLIA + SERENOA REPENS + TURNERA DIFFUSA (+65%). Третью и четвертую позиции заняли имевшие высокую динамику новые представители: LINOLEIC ACID + VITAMIN E и EURYCOMA LONGIFOLIA + PANAX GINSENG + ROYAL JELLY, продажи которых увеличились в 2,5 раза. Впервые вошли в состав Топ-10 еще три участника. Это комбинации ASCORBIC ACID + CHOLINE + CYANOCOBALAMIN + FISH + NICOTINAMIDE + PYRIDOXINE (продажи увеличились в 4,3 раза), ANETHUM GRAVEOLENS + ARMENIACA VULGARIS + PLANTAGO OVATA + SENNA (+65%) и UBIDECARENONE + VITAMIN E (+42%), которые заняли седьмое, восьмое и десятое места. Оставшиеся участники «десятки», напротив, заняли более низкие позиции. С третьей строчки на пятую опустилось наименование ASCORBIC ACID (+24%), с пятой на шестуюкомбинация AVENA SATIVA + BUPLEURUM FALCATUM + CURCUMA LONGA + HELICHRYSUM ARENARIUM + MENTHA PIPERITA (-9%) и с четвертой на девятую — FOENICULUM VULGARE + LAMINARIA DIGITATA + PLANTAGO MAJOR + SENNA + LINUM USITATISSIMUM (-19%). Кумулятивная доля, приходящаяся на десять ведущих МНН и группировочных наименований, увеличилась почти на 3 п.п. и достигла 19,2%.

Заключение. По итогам первых трех месяцев 2013г. объем реализации БАД в аптеках страны увеличился на 25% в рублевом выражении и на 23% — в долларовом и составил 9,311 млрд. рублей (306,120 млн. долл.) в ценах конечного потребления. В натуральных показателях рынок БАД увеличился на 8% и достиг 85,509 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки БАД повысилась в сравнении с прошлым годом (3,58 долл. против 3,14 долл.). Более высокими оказались и затраты населения на приобретение добавок в аптеках (2,14 долл. против 1,74 долл.).


Источник: IMS Health