Грядущее изменение налогообложения для фармотрасли приведет к росту цен на лекарства и возможному вымыванию недорогого ассортимента, а также к сокращению числа аптек в малой рознице и обострению конкуренции у крупной.
Что меняется?
С 1 января 2025 года работающие на УСН компании обязаны уплачивать НДС, если размер их годового дохода превысит 60 млн. рублей. Если же доход за 2024 год окажется меньше этой цифры, то НДС не взимается, но только до тех пор, пока не будет достигнут указанный предел. Практически упраздняется сама упрощенная система налогообложения. Увеличен верхний предел лимита по кассе до 450 млн. рублей для предприятий на «упрощенке». Выросла до 25% ставка налога на прибыль.
Налог будет переложен на покупателя
Грядущий 2025 год отмечен изменениями в сфере налогообложения, имеющими отношение к фармотрасли, объясняет старший партнер «Пепеляев Групп» Сергей Савсерис.
Во-первых, с нового года поднимается к отметке в 450 млн. рублей верхний предел выручки для применения «упрощенки».
Во-вторых, до 200 млн. рублей повышается максимальная величина остаточной стоимости основных средств.
И в-третьих, налогоплательщики на УСН станут плательщиками НДС, если их годовые доходы превысят 60 млн. рублей. В этом случае возможна уплата налога по общей ставке 20% (с правом вычета «входящего» НДС) либо по пониженной ставке 5% или 7% без права на вычет – в зависимости от размеров годового дохода.
«Названные изменения, с одной стороны, могут увеличить цену лекарственных средств за счет включения в нее дополнительных сумм НДС. Вместе с тем расширение предельных значений выручки для плательщиков УСН может позволить уменьшить возросший с 2025 года налог на прибыль (а его ставка была увеличена до 25%) за счет применения УСН большим количеством небольших аптечных организаций, — считает Сергей Савсерис. — Что касается крупных аптечных сетей, то их налоговая нагрузка, безусловно, вырастет за счет увеличившегося налога на прибыль (еще раз подчеркну, он составит 25%). При наличии эластичного спроса этот увеличенный налог будет переложен на покупателя».
Диагноз и рекомендации для малой фармрозницы
У малой фармрозницы и самостоятельных аптек в основном мало надежд на положительный исход — «аптечное дело становится совсем нерентабельным», делится прогнозом директор малой аптечной сети в Теме номера ноября. И продолжает: расходы предприятия растут (чего стоит только большая аренда помещения и «коммуналка»), а ставки наценок на лекарства не меняются. Тем не менее, при неизменных аптечных наценках уже многократно увеличились цены на лекпрепараты. Теперь к возросшим расходам аптеки добавится бремя измененного налогообложения.
Кроме того, установление НДС для плательщиков УСН не только кратно поднимет объем обязательных платежей, но и потребует дополнительных затрат на ведение учета по новым параметрам.
В сложившихся обстоятельствах эксперты фармрынка советуют аптекам разработать и подписать с контрагентами в срок до конца года допсоглашения об увеличении суммы сделки на размер НДС, а также обратить внимание на вопросы ценообразования, выполняя подъем наценки заблаговременно и плавно.
Еще одной задачей становится поиск бухгалтеров, у которых есть опыт работы с указанным налогом (и, разумеется, изыскание средств на соответствующее расширение ФОТ).
Всей ли малой фармрозницы коснется введение НДС? Дмитрий Дубовой, генеральный директор аптеки «Фармия» в Воронеже, считает, что для небольших самостоятельных аптек ничего не изменится — их доход вряд ли достигает 5 млн. рублей в месяц.
«Для отдельных единичных аптек со стартом налоговой реформы в целом ничего не меняется, если, конечно, речь не идет о суперуспешной организации с оборотом более 5 млн. рублей в месяц. Аналогичная ситуация — с самыми маленькими сетями из 2-3 небольших аптек. А вот некоторые владельцы небольших сетей (с 4-10 аптеками в составе) уже попытались продать свои организации, а некоторые даже просто закрыли их».
Видимо, в дальнейшем для соблюдения этих 5 млн. в месяц аптечные сети ждет дробление — когда каждая аптека сети станет самостоятельным юридическим лицом.
Что произойдет с ценами на лекарства?
Большинство экспертов и сами аптеки уверены: в ближайшие месяцы цены на медикаменты станут выше, и, по всей видимости, такая динамика в большей степени коснется препаратов за пределами перечня ЖНВЛП.
«Изменение структуры налоговых платежей не сможет не отразиться на ценах на лекарства, что едва ли увеличит доступность фармацевтической помощи населению. По статистике примерно 30% аптечного сегмента работало на упрощенном режиме. Эта система налогообложения позволяла оптимизировать не только экономическую нагрузку, но и сам процесс ведения бухгалтерской отчетности. Теперь же с сегодняшними ценами даже самая маленькая аптека ни в какие 60 млн. в год не уложится, — прогнозирует Татьяна Ходанович, генеральный директор Pharmedu.ru. — К тому же продолжает расти аренда, повышаются коммунальные платежи, а это тоже вряд ли положительно повлияет на доходность фармдеятельности. И что мы увидим?»
Владимир Кабаргин, директор аптеки «Надежда» из Тамбовской области, тоже уверен, что цены на лекарства вырастут. Кроме того, изменится принцип формирования розничной цены, и видимо, «придется делать переоценку товара, т.е. ревизию». А это приведет к дополнительным сложностям в работе аптек.
Существует и противоположное мнение: конкурентная обстановка в аптечном сегменте уже давно такова, что цены на лекарства поднимутся едва ли. При этом фармрозница испытает на себе влияние других процессов.
«Новый обязательный платеж убавит доходность розничной фармдеятельности, но никак не увеличит цены. Вместе с тем затрат у сегодняшней аптеки множество — начиная с аренды и отчислений с зарплаты сотрудников (например, тех же страховых взносов). Плюс едва ли благоприятна внешняя среда: количество аптек растет с одновременным падением объемов реализации лекарств в упаковках; конкуренция за покупателя становится все острее; выручка на фармрынке увеличивается за счет инфляции. Поэтому для малых и средних аптечных организаций переход на НДС — болезненная тема не только из-за увеличения налоговых платежей, — объясняет Дмитрий Любимов, генеральный директор небольшой аптечной сети «Муромские Аптеки». — Это еще и расходы на бухгалтерию и финансовую службу, без которых сложно организовать правильную работу и искать точки эффективного использования денежных средств. Кроме того, для предприятий МСП меняется функционирование льготной ставки зарплатных налогов, что приведет к их увеличению и опять же к росту экономической нагрузки».
Налоговая нагрузка увеличится многократно
Эксперты предполагают, что при новом налогообложении прибыль аптеки, работающей по УСН, сократится более чем в 2 раза, а размер налоговых платежей увеличится в 6 раз.
В пресс-службе ассоциации «СоюзФарма» приводят прогнозный расчет для аптеки в Челябинской области с 2025 года: при ежемесячном обороте в 9,95 млн. рублей, 5%-й ставке НДС без права на вычет (497,5 тыс. рублей) и 1%-й ставке УСН «доход» (99,5 тыс. рублей), размер налоговых платежей в месяц составит 597 тыс. руб. Это ровно в шесть раз больше, чем по прежним правилам.
Дмитрий Яговдик, председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области, приводит свои расчеты: «в 2023 году в абсолютном размере налоговая нагрузка конкретной аптечной организации, работавшей на УСН, составила 4,39 млн. рублей, а прибыль после уплаты налогов — 2,9 млн. Если бы в 2023 году эта же аптечная организация работала на ОСНО, ее налоговая нагрузка составила бы 4,5 млн. рублей, а прибыль после уплаты налогов — 0,9 млн. рублей. То есть при практически неизменной налоговой нагрузке прибыль сократилась бы в 3,2 раза. Это значит, что в 2025 году, после внедрения новых принципов налогообложения, с большой вероятностью исчезнут многие небольшие аптечные организации — независимые и входящие в структуру малых сетей».
И добавляет: «На мой взгляд, аптечные организации должны быть выведены из-под действия принятых поправок в Налоговый кодекс».
Малая фармрозница, работающая на «упрощенке», не такая и маленькая — накануне 2025 года доля ее аптечных точек по различным оценкам составляет от 13 до 18 тыс., а это от 1/6 до 1/4 общего количества аптек в нашей стране. Зачастую эти «малые форматы» расположены там, куда фармгиганты не придут. И когда маленькие аптеки закрываются, население может потерять единственную гарантию доступа к лекарственной помощи.
Еще раз о статусе и преференциях
Одно из возможных решений буквально лежит на поверхности: когда речь идет о социально значимых задачах, выполняющие их предприятия могут получать налоговые льготы.
Государство приняло беспрецедентные меры поддержки для отечественного фармпрома — налоговые льготы, приоритет при госзакупках, принудительные лицензии на выпуск дженерика препарата, защищенного патентом, и многое другое. Ведь преференции для отрасли — главный мотиватор ее развития. Результаты мы уже видим — разрабатываются, проходят КИ, выпускаются и регистрируются новые российские препараты чуть ли не каждую неделю.
Тем более непонятным кажется отсутствие поддержки аптечного сектора, несмотря на постоянные лозунги о доступности лекарственной помощи. До сих пор не решен вопрос о статусе аптеки, который позволит далее развивать меры поддержки фармрозницы.
«Нельзя не сказать о главной проблеме, которая находится вне сферы компетенции налоговых органов: аптека — все-таки социальное учреждение или «такой же бизнес, как и все»? Между действующими подходами здесь лежит целая пропасть, — констатирует Татьяна Ходанович. — С точки зрения требований в сфере здравоохранения, санитарии, гигиены, аптека – первая по счету. А с точки зрения налогообложения она — почему-то «чистый бизнес», не имеющий каких-либо льгот в силу выполняемой миссии. Насколько рационален такой подход? Или все-таки социально значимые аптечные учреждения могут рассматриваться иначе в экономическом аспекте?»
«На днях случайно увидел, что до 2 декабря можно было подать какое-то заявление для медицинских организаций на применение льготы по налогу на прибыль (0%) в соответствии с п. 5 ст. 284.1 Налогового Кодекса РФ, — рассказывает Дмитрий Дубовой. — Конечно, в детали не погружался, но вновь кажется, что про аптеки просто забыли! Дайте эту льготу аптекам — и все перейдут на ОСНО без вопросов».
С юридической точки зрения предложение эксперта вполне резонно, ведь налоговая льгота, предусмотренная статьей 284.1 НК РФ, охватывает сферы образовательной и медицинской деятельности. Согласно положениям ФЗ «Об основах охраны здоровья», фармация находится в тесной взаимосвязи с медициной (включая особый статус мед- и фармработников и их специальные права, обязанности и ограничения).
Чтобы сохранить стабильную деятельность аптечных организаций, направленную на обеспечение населения необходимыми лекарствами, нужен индивидуальный подход к данным субъектам налогообложения, считают в ассоциации «СоюзФарма». Ведь для каждой отрасли экономики, с учетом ее специфики, должны быть рекомендованы именно те налоговые режимы, которые не только дадут возможность сохранить действующие организации, но и станут максимально способствовать продолжению их развития.
Помоги себе сам: работать, а не выживать
Пока налоговые льготы не предусмотрены, аптекам остается рассчитывать на собственные ресурсы и резервы. В первую очередь, организационно-управленческие. «Поскольку для большинства аптечных сетей НДС 5% и 7% сегодня невыгоден (в отличие от стандартного НДС), важно подготовить бухгалтерию к работе с данным видом обязательного платежа и, если есть возможность, пригласить финансового директора или консультанта, — рекомендует Дмитрий Любимов. — Следует обязательно проанализировать два вопроса: на какие категории есть возможность увеличить наценку и как более эффективно поработать с затратами».
Кроме того, аптечным организациям, в первую очередь сетевым, нужно еще внимательнее смотреть на выбор ассортимента — акценты поменялись, аптеке нужны высокомаржинальные с хорошей репутацией препараты.
«На наш взгляд, лучшие меры поддержки при нововведениях — это собственное применение азов прибыльного бизнеса. К ним относятся грамотное управление продуктовой матрицей, уход от стереотипа, что лучше тот продукт, который дешевле при поступлении в аптеку. В то время как в преимуществе та продукция, у которой общая рублевая доходность для аптечной сети больше, и тот производитель, чья репутация безупречнее для покупателя-пациента, — советуют специалисты фармпроизводителя «Вертекс». — Чтобы компенсировать выплаты по налоговым ставкам, нужно повышать доходность. Для кого-то, чтобы выжить, нужно больше зарабатывать, поэтому закупщикам аптечных сетей стоит обращать внимание не только на цену закупки, но и на совокупный рублевый доход с каждой единицы проданной продукции. Иначе можно купить «ниже нижнего», но и продать продукцию такого производителя придется также «ниже нижнего». Вроде и выгодно купили, а ничего не заработали».
Еще одним действенным инструментом поддержки небольших аптек представители фармсообщества называют членство в профильных ассоциациях. Как считает генеральный директор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский, выполняемый маркетинговым союзом проект глубокой интеграции является единственным условием, которое в любой обстановке поможет остаться на плаву даже самым скромным по оборотам аптечным организациям. Частью работы подобных объединений являются и консультации по вопросам налогообложения, что сегодня тоже исключительно важно.
При этом участие в профессиональном объединении едва ли снимает с небольшой аптеки задачи по самоокупаемости и самопомощи. «Нашим участникам мы сейчас разъясняем, что работать надо активней! Нельзя находиться в ожидании иных результатов, совершая прежние действия. Больше акций, больше инвестиций в собственный персонал, больше общения с покупателями для повышения лояльности, — рекомендует Александр Фридман, генеральный директор Аптечного содружества «ВЕСНА». — Нет возможности делать это самостоятельно — найдите для поддержки партнера. Принципиально ничего нового. Нынешняя ситуация просто еще четче оголила часть тех проблем, решение которых теперь стало неизбежным».
Аптеке нужны правовые инструменты
В ожидании госпреференций эксперты Темы постарались определить правовые механизмы, которые могли бы помочь аптеке в 2025 году. Прежде всего необходимо оспорить вводимые налоговые изменения для фармотрасли. Ассоциация «СоюзФарма» этим летом направила в Госдуму уточнения к проекту поправок в Налоговый кодекс:
- пересмотреть максимальный размер дохода, до которого налогоплательщики, применяющие УСН, имеют право на освобождение от уплаты НДС, и определить его в размере не 60, а 120 млн. рублей. Именно эта цифра отмечена в постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 №265 как верхняя граница дохода микропредприятий;
- исключить из числа облагаемых НДС видов деятельности розничную реализацию лекарств в аптечных организациях на УСН с годовым оборотом меньше 200 млн. рублей. Дело в том, что свыше половины объема выручки от отпуска медикаментов в аптеке — от 58 до 68% в зависимости от сезона – приходится на долю перечня ЖНВЛП. Для данной категории препаратов наценка ограничена и в среднем составляет 16%, а превысить ее нельзя в силу обязательного ценового регулирования.
Еще один важный вопрос — создание одинаковой конкурентной среды между фармрозницей и онлайн-ритейлерами, которые давно смотрят в сторону аптечного ассортимента.
«Вопрос об ответственности маркетплейсов за надлежащее качество реализуемых ими медикаментов (включая соблюдение условий хранения) пока что остается в большой степени открытым, но даже несмотря на это, торговля на подобных площадках сегодня набрала большие обороты и продолжает стремительно расти. Вполне вероятно, что в обозримом будущем они могут вытеснить не то что аптеки и аптечные сети, но даже магазины и торговые центры. Однако принципиально важно сохранить именно аптечные организации, в том числе небольшие, — подчеркивает Владимир Кабаргин. — Возможно, аптекам — в силу их особого социального значения — следует разработать специальные льготные налоговые режимы, которые помогут им оставаться на плаву и продолжать держать приемлемую цену на лекарства».
«Жесткую руку» государства аптеки ждут для решения накопившихся вопросов в регулировании работы маркетплейсов.
«Вопросов в этой области намного больше, чем ответов: продажа товаров без свидетельств о госрегистрации, продажа рецептурных препаратов, система доставки и др., а вседозволенность маркетплейсов с молчаливого согласия государства поражает весь цивилизованный фармацевтический рынок, — комментирует Александр Фридман. — И еще здесь важно понимать, что аптека – это учреждение, которое в основной своей массе удовлетворяет определенный спрос и редко когда его создает. А маркетплейсы — это, напротив, система, в основной своей массе создающая спрос».
А если аптеке пришлось закрыться, необходимо разработать инструменты максимально безболезненного закрытия предприятия.
«Аптека, находящаяся в процессе закрытия, должна иметь официальное разрешение продать оставшиеся лекарственные средства другой аптеке, — считает Дмитрий Яговдик. — Сегодня же ситуация патовая: товар можно только уничтожить, если не будет реализации. А ее не будет, если не поддерживать ассортимент. Круг замкнулся. Далее — долги поставщикам и банкротство. Кому от этого легче? Уж точно не собственникам небольших аптечных сетей и не покупателю-пациенту».