26 декабря — последний рабочий день единственной муниципальной аптеки Сургута. Учреждение, стопроцентным акционером которого является мэрия, решено ликвидировать.
«В 2014 году была образована АО «Центральная аптека». И вот с 2014 года деятельность этой аптеки была убыточной. То есть расходы всегда, практически каждый год, за исключением 2019, были больше, чем доходы. За эти годы кассовый разрыв все увеличивался и увеличивался», сообщила заместитель председателя ликвидационной комиссии Центральной аптеки Зинаида Кулешова.
Попытки решить судьбу Центральной аптеки предпринимались с незавидной регулярностью: изменяли организационно-правовую форму с МУП на АО, перевезли в 2019 году учреждение в помещение меньшей площади, с Ленина на Мира, в 2022 в Думу поступило предложение продать все 100 процентов акций частникам, однако тогда окончательное решение так и не было принято. А само фармзаведение продолжало накапливать долги, констатирует уже бывшая заведующая, ныне зампредседателя ликвидационной комиссия, коллегиального органа, который уже начал свою работу.
«Центральная аптека – это акционерное общество. То есть существует она исключительно за счет заработанных средств. Никаких субсидий, никаких налоговых преференций у этой аптеки нет и не может быть согласно федеральному законодательству», — пояснила Зинаида Кулешова.
Само учреждение, как пояснила Зинаида Кулешова, также предпринимало попытки снизить расходы, в частности сократив персонал. Предпринимались меры и по повышению доходов. Самой прибыльной была продажа фармпродукции оптовым покупателям. За счет этих средств покрывались расходы рецептурного отдела, довольно затратного штучного производства. Но больше такой возможности у Центральной аптеки нет.
«С 1 сентября мы лишены этого источника дохода. Вышел новый приказ по отпуску, где розничной аптекам запрещено обслуживать лекарственными препаратами предприятия», — рассказала Зинаида Кулешова.
Главное, ради чего убыточную аптеку пытались спасти — рецептурный отдел. Его специалисты изготавливают лекарства разных форм буквально вручную. Сохранить только это небольшое производство для пациентов, которым назначают такие средства, невозможно, опять же по закону. С начала этого года учреждение обеспечило ими 9000 рецептов. Половина — это медикаменты для детей, около трети — растворы, в том числе глазные капли, остальные — мази и лосьоны для лечения кожных заболеваний. После того, как городское фармзаведение закроется в конце декабря, люди будут покупать такую продукцию в 100-ой аптеке на Строителей, владелец которой — частная фирма. Там есть аналогичный отдел.
«Во-первых, у нас в стране есть перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Экстемпоральные лекарственные формы в этот перечень не входят. Из-за того, что объемы эти не так велики, я думаю, что наши конкуренты справятся», — заверила Зинаида Кулешова.