11 декабря в Московской городской Думе, по инициативе зампредседателя партии «Новые люди» Александра Даванкова, состоялся круглый стол на тему «Кадровая политика в здравоохранении: удержание специалистов, ответственность пациента и новые компетенции отрасли». Участниками встречи стали представители высшей школы, медицинских организаций и профессиональных объединений.
Предметом диалога были те основные факторы, из которых складывается кадровый вопрос в медицине и фармации: отток специалистов, рост нагрузки на врачей первичного звена и фармацевтических работников и вопросы аккредитации – в особенности аккредитации периодической.
С докладом на тему «Фармацевтические работники как часть единой системы: квалификация, НМиФО и ответственность» выступила исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений (СРО) «СоюзФарма» Мария Литвинова. Она подробно рассказала о тех «технических вопросах», с которыми может встретиться провизор в процессе вузовской и послевузовской подготовки, а также в период дополнительного профессионального образования.
Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (для сотрудников с высшим образованием их актуальная версия утверждена приказом Минздрава от 02.03.2025 № 206н) достаточно сложны в силу специфики деятельности в сфере здравоохранения. Поэтому проверять соответствие квалификации специалиста данным нормам нужно на каждом этапе обучения – и в вузе, и в ординатуре, и на этапе последипломного образования.
В действительности же, когда слушатели поступают на курсы ДПО, образовательные организации не всегда проверяют соответствие выбранной программы и специальности обучающегося. Мария Литвинова также обратила внимание на то, что нередко не учитывается перерыв стажа – но если он составляет более пяти лет, требуется профессиональная переподготовка.
В результате возникают такие казусы:
- провизор-технолог проходит курс повышения квалификации не по обязательной для него «Фармацевтической технологии», а по другой специальности, «Управлению и экономике фармации», – и получает отказ на периодической аккредитации;
- после 5 лет перерыва фармработник слушает курс повышения квалификации вместо необходимого курса профессиональной переподготовки – и также не может пройти периодическую аккредитацию.
Подобные ситуации приводят к выводу о том, что важно нормативно закрепить новые полномочия Росздравнадзора и Рособрнадзора. Необходимо также разделить с профессиональными общественными организациями часть регуляторных полномочий по мониторингу состояния информационных систем – Федерального регистра медицинских работников и Федерального реестра медицинских организаций.
Одновременно предстоит систематизировать работу профильных учебных заведений:
- стандартизировать комплект документов для поступления на различные курсы, включая ДПО;
- законодательно закрепить за образовательными организациями обязательность проверки соответствия квалификационным требованиям при зачислении на курсы ДПО.
Еще одно направление – ввести обучение и аттестацию для кадровых служб аптечных организации. Нужно, чтобы кадровики могли:
- уверенно разбираться в наименованиях должностей согласно приказу Минздрава №206н;
- правильно указывать эти наименования в документации, прежде всего в трудовых книжках фармацевтических работников.
По результатам заседания было решено рекомендовать Минздраву России, Депздраву Москвы и образовательным учреждениям продолжить работу по систематизации процедур подготовки кадров, повышению прозрачности аккредитационных процессов и снижению административных барьеров. Экспертному сообществу предложено подготовить аналитические материалы и проекты инициатив по таким вопросам, как:
- интеграция фармацевтических работников в единую систему кадрового планирования;
- введение обучения и аттестации для кадровых служб аптечных организаций;
- законодательное закрепление за образовательными организациями в сфере здравоохранения обязательности проверки соответствия квалификационным требованиям при зачислении медицинских и фармацевтических работников на программы дополнительного профессионального образования;
- разделение между уполномоченными органами власти и профессиональными некоммерческими организациями в сфере здравоохранения полномочий по мониторингу состояния подсистем ЕГИСЗ – Федерального реестра медицинских организаций и Федерального регистра медицинских работников.
Кроме того, запланировано составить:
- проект изменений в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием с учетом специфики фармацевтической деятельности;
- проект поправок в статью 76 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» об обязательном членстве медицинских и фармацевтических работников в профессиональных некоммерческих организациях в сфере здравоохранения.
Подготовленные документы будут отправлены на согласование в Минздрав России.
Ассоциация «СоюзФарма» благодарит Мосгордуму, партию «Новые люди» и лично Александра Даванкова за возможность конструктивного диалога и выражает надежду на то, что проработанные в ходе круглого стола инициативы станут значимым вкладом в развитие национальной системы здравоохранения.