О том, что Президенту РФ представлен ведомствами доклад об «оптимизации» расходов на лекарства, стало известно еще до 1 сентября. Его писали Минфин, Минэкономразвития и эксперты — экономисты. Путями сокращения госрасходов на лекарства назывались перерегистрация всех лекарственных препаратов, ограничение госзакупок лекарствами, входящими в Перечень ЖНВЛП, введение референтных цен на лекарства для расчета с льготниками, оплата только за те препараты, «которые помогают». Все это должно помочь снизить госзатраты. Но что думает по этому поводу Минздрав РФ и чем это грозит пациентам?
Вообще-то доработанная Минздравомпрограмма развития здравоохранения до 2020 года предполагает, что платные медуслуги не должны вытеснить бесплатные, а в них, к примеру, для госпитальных нужд, в стандартах значатся и бесплатные лекарства. О закрытии программ предоставления лекарств льготникам, тоже как будто речь не идет. «Пока я и моя команда работаем в министерстве, этого не будет», — пообещала недавно на пресс-конференции министр Вероника Скворцова. – «Но платными могут быть лекарства и медицинские изделия, которые не входят в перечень жизненно важных лекарств и перечень имплантированных изделий, которые являются базой для создания стандартов оказания медицинской помощи». Так что сокращение закупок лекарственных закупок, удешевление их за счет перехода с закупок оригинальных препаратов дженериковыми, и оптимизация бюджета на закупку препаратов в целом, скорее всего предстоит. Заодно можно будет сократить злоупотребления при закупках, о которых так любят писать СМИ.
Оставить творчество врачу
«Злоупотребления и другие проблемы в сфере производства, закупок и использования лекарственных средств наблюдаются не только в России, подобные проблемы – головная боль всех без исключения государств и их правительств, — говорит независимый эксперт в области экономики здравоохранения, консультант международных и национальных проектов в области экономики здравоохранения Владимир Шевский, — поэтому совершенствование тех или иных мер по рационализации использования общественных ресурсов на приобретение и использование медикаментов объективно необходимы, даже если они не идеальны».
Однако, как и в любом деле, здесь необходим комплексный и взвешенный подход, считает эксперт. «Опора преимущественно на административные меры, как показывает практика, дает слабый и кратковременный эффект, — говорит Шевский. — Это подтверждается и достаточно короткими периодами появления все новых и новых предложений административного регулирования использования общественных средств на приобретение медикаментов». Каковы же риски? «Усиление административного регулирования несет в себе риск неоправданной стандартизации врачебных назначений. С учетом большой вариабельности действия лекарственных средств на течения заболеваний у конкретных индивидуумов такая стандартизация приводит к резкому снижению практической эффективности даже очень хороших лекарств. Поэтому большим резервом повышения эффективности лекарственных средств является не сдерживание творческой активности врачей, а напротив – ее мотивация. К творчески работающему врачу повышается доверие пациентов, результатом чего является усиление чрезвычайно важного для повышения эффективности медикаментов фактор – строгое соблюдение предписанных врачом правил приема и периодичности приема лекарственных средств. Строгое соблюдение предписаний врача, не стиснутого чрезмерной регламентацией его деятельности – самый эффективный метод повышения использования общественных ресурсов, предназначенных для бесплатной лекарственной помощи населению».
Конечно же, это не отменяет необходимости административного регулирования, убежден эксперт, но весь смысл заключается в искусстве взвешенного сочетания стимулирования творческого подхода врача к своей деятельности и разумного административного регулирования.
«К сожалению, практика показывает, что пока мы наблюдаем острейший дефицит организаторов здравоохранения, способных разработать и реализовать такой взвешенный подход, позволяющий, с одной стороны, эффективно использовать ресурсы, а, с другой стороны – повысить результативность как системы оказания медицинской помощи в целом, так и результаты лечения конкретных пациентов», — сокрушается Шевский.
Убрать конфликт интересов
Но идея рационального лекарственного обеспечения очевидна, и, в целом министр Вероника Скворцова абстрактно уже высказывалась о необходимости пересмотра системы лекарственного обеспечения населения. Профессор Василий Власов, Президент общества специалистов доказательной медицины говорит: «Раньше это было только мнение министра,а теперь речь идет о разработке экономии бюджета всем фронтом правительства. Поскольку в здравоохранении экономия сильно нужна (расходы снижаются),
то и лекарства – его важная статья — и ее тоже надо сокращать. Сделать это на существующей основе можно, но трудно. Поэтому возникла идея изменить правила игры. Часть высказанных предложений рациональны и исполнимы, а часть, скорее, фантастичны. Зато часть исполнимых и эффективных мердаже не упоминаются». Так эксперт привел такую меру, как разрешение параллельного импорта — если бы был он разрешен, то импортеры конкурировали бы на нашем рынке. Сейчас ввоз лекарств монополизирован. «Или еще более простое решение: ограничить цену вновь регистрируемого дженерика 50% от цены бренда, на который заканчивается срок патента, — предлагает Власов. — Но эти решения даже не предлагаются, потому как они не по нраву нашему госмонополизированному и коррумпированному рынку». Столь же простым может быть решение и об оплате возмещения за препарат льготникам по референтной цене. Но эксперт считает, что и такое решение не будет принято, поскольку затрагивает экономические интересы влиятельных игроков.
Ограничивать закупки рамками ЖНВЛП, не трогая весь рынок, можно, уверен Василий Власов. «Но для этого надо, чтобы ЖНВЛП был «хорошим», и у него были юридические основания. Сегодня любой пациент идет в суд, и суд присуждает ему получить за казенный счет любое лекарство, независимо от того,есть оно в ЖНВЛПили нет, действует оно или нет. Поэтому нужен, опять закон нормальный про ЖНВЛП, и нормальная процедура составления этого Перечня. Сейчас нет ни того, ни другого. Именно об этом мы и говорили три — четыре года назад, когда ведомство проталкивало по поручению правительства негодные законы о лекарствах и о здравоохранении». Вообще-то было бы неплохо, если в условиях дефицита средств правительство возьмется за исправление дефектов законодательной базы, считает эксперт, но верится в это с трудом.
Что касается соглашения о разделении рисков с производителями препаратов, то это — высший пилотаж в системах оплаты лекарств. Российское здравоохранение не справляется даже с простой оплатой счетов, поскольку функционирует в условиях систематического неисполнения обязательств московским и региональными правительствами по финансированию. Так что такие высоты здравоохранению пока недоступны.
«Закупки препаратов только по Перечню ЖНВ ЛС, по такому, каким он сейчас существует, приведет к ухудшению положения пациентов стационаров, — говорит директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. — Снизится эффективность лечения, а используя дополнительные препараты для компенсации побочных явлений от жестко регламентированной терапии, врач только увеличит расходы на лечение больного. В результате мы добиваемся обратного экономического эффекта при нанесении вреда пациенту и дискредитируем врача».
Источник: РИА АМИ