Вчера в столице открылся VI Всероссийский форум «Обращение медицинских изделий в России. Госзакупки по 44-ФЗ». Для участия в мероприятии съехались более 300 делегаций из 40 городов России. Форум собрал руководителей компаний-поставщиков, главврачей ЛПУ, а также представителей органов власти.
Считанные месяцы остались до конца 2013 года. Вместе с ним подходит к концу эпоха федерального закона № 94-ФЗ о госзакупках, и уже со следующего года эта система начнет претерпевать фундаментальные изменения. На смену федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» придет закон о № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Зачем нужно было перестраивать всю систему госзакупок и создавать контрактную систему? Можно ли было просто реформировать Федеральный закон № 94-ФЗ? «Определенно, нет», — отвечает на этот вопрос Ольга Анчишкина, начальник инспекции по комплексному контролю и аудиту приобретения товаров, работ и услуг для государственных и общественных нужд Счетной палаты, председатель общественной коллегии Национальной ассоциации институтов закупок.
Хотя ныне действующий закон в свое время был шагом вперед в том, что касается установления общих правил открытости, конкурентоспособности, экономии бюджетных средств. Со временем стало понятно, что закон № 94 ФЗ очень часто приводит к неэффективным закупкам, когда большие объемы денежных средств уходят «на сторону». При этом государственный спрос не способствует распространению инноваций, инвестиционных процессов в бизнесе, не помогает развитию собственных производств и не поддерживает отечественных производителей фармацевтической продукции и медоборудования. В связи с этим встал вопрос совершенствования старой системы.
«Федеральный закон № 44-ФЗ расширяет само понятие контракта и призван регулировать весь процесс взаимодействия заказчика и поставщика», — отмечает Ольга Владленовна. Новые закон принципиально меняет всю правовую среду, в которой осуществляются госзакупки. В общей сложности он вводит более 70 новаций, продолжает член коллегии Национальной ассоциации институтов закупок и один из авторов законопроекта.
«Федеральный закон № 94-ФЗ привел к большим убыткам, поскольку оборудование, купленное по низкой цене, зачатую простаивает и не используется, — отметила в своем выступлении Александра Третьякова, исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA. — Если мы сможем как-то решить эту проблему, то у нас будет устойчивый рост».
Несомненным достоинством нового документа можно считать то, что он регламентирует целиком весь процесс закупок. К гордости разработчиков, основные идеи, которые были заложены в устанавливаемой им контрактной системе, оказали существенное влияние на развитие международного законодательства в сфере закупок. Российский законопроект вобрал в себя лучшие мировые практики и опирается на большое количество международных актов, но и сам оказал влияние на формирование документов Секретариатом ООН, Всемирным банком и ОБСЕ и др.
Однако и проблем в связи с вступлением в силу нового закона и введением новых правил осуществления госзакупок немало. Чтобы закон начал полностью функционировать, необходимо принять около 80 решений, в то числе 37 подзаконных актов, из которых на сегодняшний день принято только три, а остальные находятся в стадии проработки, сообщила Юлия Тотрова, главный советник Департамента экономики и финансов Аппарата Правительства РФ.
Одним из его новшеств стало требование осуществления закупок, включая заключение контрактов, контрактной службой заказчика, работники которой должны иметь высшее образование или дополнительное образование в сфере закупок. И с этим у нас в стране есть определенные проблемы. Дело в том, что ВУЗы не могут обучать студентов указанной выше специальности, так как до сих пор не утверждена программа обучения.
«Закон написали год назад, тогда же мы написали программу обучения, которая до сих пор лежит неутвержденная в Минобрнауки», – недоумевает Ирина Кузнецова, научный руководитель Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева. Будут ли признана специализация тех, кто пошел учиться госзакупкам в нынешнем учебном году, еще под вопросом.
Другая проблема связана с планированием контрактов на закупку. С 2016 года только план и план-график могут являться основаниями для размещения заказа. «После утверждения классификатора товара и услуг указывать с 2017 года можно только по классификатору. Но я сомневаюсь, что к 2017 году можно будет разработать такой классификатор, так как он должен стостоять из 20 тысяч номенклатур», — отмечает Лидия Никифорова, президент Гильдии отечественных специалистов в сфере государственного заказа.
Но готова ли отрасль к введению новых правил? На эту проблему по-разному смотрят разработчики законопроекта и эксперты отрасли. На вопрос корреспондента РИА АМИ, насколько готовы участники рынка к появлению такого закона, руководитель инспекции Счетной Палаты Ольга Анчишкина заметила: «Судя по тому, что закон и концепция была одобрена, участники рынка ее готовы поддержать как концепцию, как подход». Такого же мнения придерживается представитель Аппарата Правительства РФ Юлия Тотрова. «Я считаю, что они готовы, поскольку в целом вся процедура по выбору поставщиков и основные моменты, которые сейчас вводятся, они похожи на существующие механизмы, просто что-то будет усовершенствовано».
Однако другую оценку положению дел дала Юлия Шавылина, заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок. «На наш взгляд, еще не готовы. И не только участники отрасли, но и Правительство. Говорят, что самая главная причина – неготовность субъектов, из-за чего закон может быть отложен…, — сказала Юлия Шавылина. — У нас субъекты готовы, а вот Правительство.. Сайт не готов, важные акты Правительства не готовы. Говорили о высокой степени готовности, но те акты, которые мы видим, показывают, что это не так. Думаю, что ни Правительство, и никто в отрасли к 2014 году не готов к реализации закона № 44-ФЗ, если, конечно, сейчас все не приложат силы».
«Может ли 44 закон решить те задачи, которые перед ним стоят, покажет время. Но мы в конечном итоге мы придем к тому, что нам надо быть партнерами с Министерством здравоохранения, — считает Александра Третьякова. — Эти тенденции неотвратимы и нужен системный диалог. С этой целью не так давно при Министерстве здравоохранения была создана рабочая группа по лекарственным средствам и медизделиям». Возможно, широкое общественное обсуждение посредством тех же координационных советов при регуляторах отрасли поможет сделать и новый закон о контрактной системе прогрессивным и эффективно работающим инструментом.
Источник: РИА АМИ