СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Министр Вероника Скворцова выступила в Совете Федерации в рамках «Правительственного часа»


Вероника Скворцова: "В российском здравоохранении проводятся широкомасшатбные изменения: медицинские организации модернизируются, получая новое медицинское оборудование,  внедряются новые финансовые модели, модели кадрового обеспечения, входит в практику стандартизация деятельности врача, формируются инновационные сценарии развития биомедицинской науки", информирует официальный сайт Минздрава России.

Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги!

Здоровье гражданина является высшей ценностью в любом социальном государстве. По этой причине формирование современной, гибкой, эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения составляет важнейший элемент государственной политики и национальной безопасности.

Ключевые приоритеты и векторы развития отрасли определены Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с данными Указами за первый год работы ведомства нам предстояло разработать, представить Правительству Российской Федерации, одобрить и утвердить несколько важнейших стратегических документов, среди которых Государственная программа «Развитие здравоохранения», Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, Комплекс мер по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи, Комплекс мер по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении, План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

Благодаря нашим совместным усилиям все указанные документы были разработаны, обсуждены и утверждены в установленный Президентом РФ срок.

Для реализации указанных стратегических документов сегодня в российском здравоохранении проводятся широкомасшатбные изменения: медицинские организации модернизируются, получая новое медицинское оборудование,  внедряются новые финансовые модели, модели кадрового обеспечения, входит в практику стандартизация деятельности врача, формируются инновационные сценарии развития биомедицинской науки.

И эти перемены приносят конкретные результаты. В 2012 году удалось достигнуть долгожданного перекреста рождаемости и смертности, после 20-летнего периода активной убыли населения, начавшегося ровно 20 лет назад – в 1992 году. Результаты 2013 года свидетельствуют о том, что позитивные тенденции сохраняются, несмотря на эпидемию гриппа, которая прошла у нас в январе–апреле. Лишь за один месяц после эпидемии общая смертность в стране снизилась на 7 процентов. Предпринимаемые меры позволили удержать позитивные тенденции. В целом за 8 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года младенческая смертность снизилась на 5,7%, смертность от болезней системы кровообращения — на 3 %, от туберкулеза — почти на 9 %, от внешних причин – на 5,4 %, от инфекционных заболеваний – на 1,8 %. Что касается остальных показателей, динамика также обнадеживающая.

В 2011 году стартовали программы модернизации и развития здравоохранения в нашей стране, которые были направлены, прежде всего, на создание условий для оказания качественной медицинской помощи на всей территории страны на основе трёхуровневой системы оказания медицинской помощи. Более 3 300 учреждений здравоохранения отремонтированы, закуплены почти 380 тыс. единиц медицинского оборудования. Количество фельдшерских пунктов, сельских амбулаторий, врачебных общих практик увеличилось на 1765 на территории страны. Число пациентов, получивших высокотехнологичную помощь в региональных медицинских учреждениях, увеличилось более чем в четыре раза, а количество таких учреждений увеличилось со 124 в 50 субъектах Российской Федерации до 221 в 59 субъектах. В целом за 2 года фондооснащенность  учреждений здравоохранения увеличилась более чем на треть.

Особое внимание уделяется повышению доступности качества медицинской помощи в отдаленных районах страны. Активно внедрялись выездные формы работы: в 2012 году было приобретено 187 мобильных комплексов и на сегодняшний день в стране работает более 900 таких комплексов и более 8 тысяч выездных мобильных бригад, полностью оснащенных портативным  медицинским оборудованием.

Получили развитие технологии телемедицины, дистанционное консультирование, уже включены в телемедицинскую сеть более чем 3 тысячи медицинских учреждений; спутниковой навигацией ГЛОНАСС оснащено более 19,5 тысяч машин скорой помощи и 2,5 тысячи станций скорой помощи.

Вместе с тем, масштабность и сложность задачи обеспечения равнодоступности медицинской помощи на огромной территории нашей страны требует, безусловно, дальнейших шагов по ее решению. Совместно с субъектами Российской Федерации мы проработали региональные программы развития здравоохранения до 2020 года для каждого региона страны и определили потребности для дальнейшего развития.

В рамках принятой Правительством РФ Федеральной целевой программы, направленной на развитие сельских территорий, в ближайшие годы нам предстоит дополнительно ввести в действие более 850 ФАПов или офисов врачей общей практики, а также увеличить мощности сельских амбулаторно-поликлинических учреждений, участковых и районных больниц. Наряду с этим в региональных программах запланировано создание более 200 передвижных врачебных амбулаторий и ФАПов, а также развитие компьютерных технологий и телемедицины в соответствии с утвержденной концепцией информатизации здравоохранения.

Кроме того, Министерством разработана Концепция развития санитарной авиации, которая была внесена в Правительство РФ. В 2014-2015 гг запланирована реализация пилотных проектов в четырёх регионах.

Отдельный вопрос – обеспечение сельских поселений квалифицированными врачебными кадрами. Благодаря реализуемой программе «Земский доктор» около 8 тысяч специалистов пришли работать на село. В этом году программа продолжена и распространена на рабочие посёлки. Мы рассчитываем, что программа будет продолжена и в 2014 году, это предложение внесено сейчас во втором чтении в Федеральный закон № 326 –ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».

Важнейшим направлением в здравоохранении является введение единых современных требований к качеству оказываемой медицинской помощи. За 2012 год были актуализированы или вновь созданы 60 порядков оказания медицинской помощи. Впервые за всю историю нашей страны мы приступили к созданию национальных клинических рекомендаций или протоколов по наиболее значимым заболеваниям. Для этого Министерство сплотило вокруг себя более чем семитысячное экспертное медицинское сообщество. В настоящее время завершается подготовка первых 350 протоколов. Всего за три года их будет подготовлено около полутора тысяч.

Качество оказываемой медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медработников. К июню 2013 года были пересмотрены и обновлены государственные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования, а также впервые созданы государственные стандарты обучения в ординатуре по 96 специальностям.

Кроме того, с осеннего семестра 2012 года проводится широкомасштабное повышение квалификации преподавателей высшей медицинской школы. Уже прошли переподготовку более 3-х тысяч преподавателей, осуществляется последовательное внедрение современных симуляционных, виртуальных, и других образовательных технологий. Организовано более 30 тренинговых центров в медицинских вузах и центрах. В 2013 году мы вводим в действие еще семь. Создана национальная электронная медицинская библиотека, разработаны и подготовлены к поэтапному внедрению «Электронное рабочее место врача первичного звена», а также компьютерная система помощи врачу в принятии решений, в т.ч. в выборе лекарственных средств с учетом  их совместимости. Разработана концепция непрерывного Российского образования, и с октября с.г. в 12 регионах стартует пилотный проект по внедрению системы дистанционного медицинского образования для врачей первичного звена. Запланирован переход с 2016 года на систему аккредитации медицинских работников, которая станет одной из составных частей непрерывного медицинского образования. Для решения проблемы обеспечения страны медицинскими  кадрами, в соответствии с Указом Президента РФ, Министерством разработан соответствующий комплекс мер, на основе которого в каждом регионе страны сформированы собственные программы поэтапного устранения кадрового дефицита, предусматривающие, в том числе, дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, включая последовательное повышение заработной платы.

Хотела бы отметить, что, по данным Росстата, за I полугодие 2013 года средняя зарплата врачей повысилась до 38,7 тысяч рублей – это более 134,5 процентов от средней заработной платы по стране, у среднего медицинского персонала – до 22,4 тысяч рублей (более, чем на 77%). Таким образом, запланированные на 2013 год целевые значения уже достигнуты и даже превышены. В то же время, повышение оплаты труда остро поставило вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 80-х годов прошлого века. С этой целью в марте 2013 была создана межведомственная рабочая группа. В настоящее время завершена подготовка методики по разработке нормативов труда и начинается реализация пилотного проекта по нормированию труда в 17 регионах. Для поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт, совместно с Минтрудом проводится  работа по составлению отраслевых профессиональных стандартов, учитывающих современные преобразования в отрасли и необходимость перераспределения функциональных обязанностей медицинских работников, в том числе и устранение дублирования врачами функций среднего медицинского персонала. Первые 27 стандартов будут сформированы до конца года.

Важным механизмом наращивания кадрового потенциала в конкретных районах и в конкретных учреждениях страны стало увеличение доли целевой контрактной подготовки специалистов, которую в этом году удалось довести до 40 % от общего числа бюджетных мест.

Особую значимость в развитии здравоохранения приобретает обновление подходов к формированию и экономическому обоснованию программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В 2012 году были разработаны и утверждены 794 стандарта медицинской помощи, позволившие рассчитать потребность финансовых ресурсов для реализации программы государственных гарантий. Впервые осуществлено перспективное планирование программы на 3 года. Для обеспечения сбалансированный структуры тарифа .МС, последовательного повышения уровня оплаты труда, необходим, безусловно, достаточный уровень финансирования программы. Хотела бы отметить, что к 2016 году запланировано увеличение расходов на программу государственных гарантий до 2 трлн 150 млрд рублей, то есть на 44 % по отношению к показателям этого года. Для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи внутри системы. Впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также сделан акцент на развитие стационаров, что позволяет нам концентрировать усилия на этих важных, ресурсосберегающих направлениях. Необходимо подчеркнуть, что данное перераспределение объемов не снижает качество медицинской помощи и сопровождается развитием ресурсосберегающих технологий и интенсификацией работы больниц. При этом реструктуризация стационарной помощи подразумевает, прежде всего, не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию с высвобождением коек «острого периода» за счет интенсификации их работы и перепрофилирования в койки для долечивания и реабилитации.

По расчетам, в результате реструктуризации, объем высвобождающихся и перераспределенных в системе средств составит за 3 года не менее 103 млрд рублей, что позволит без привлечения дополнительных значительных ресурсов развивать такое важное направление, как медицинская реабилитация.

Финансовая эффективность системы здравоохранения во многом определяется и способами оплаты медицинской помощи. В 2012 году, впервые совместно с Всемирным банком разработаны и с этого года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат.

В стационарах — по клинико-статистическим группам, в амбулаторных условиях — по законченному случаю лечения вместо ранее применяемых валовых показателей, таких как койкодень и учет посещений.

Если экстраполировать полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, можно ожидать, что объем высвободившихся и перераспределенных внутри системы средств составит не менее 60 млрд рублей в год.

На снижение государственных расходов на поддержание основных фондов здравоохранения влияет формирование открытой конкурентной среды на основе единых требований к качеству и доступности медицинской помощи в рамках участия в программе государственных гарантий медицинских организаций разной формы собственности. Хотелось бы отметить, что за период с 2010 года в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС. В этом году — с 600 до 1 251, что составляет 14,7 % от общего количества, а на 2014 год уже зарегистрировано для работы в системе территориальных отделений ОМС 1655 частных организаций, то есть 17 % от общего количества. Для дальнейшего активного развития государственно-частного партнерства целесообразно рассмотрение вопроса о включении инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает это участие более привлекательным и экономически обоснованным. В настоящее время Министерством здравоохранения совместно с Федеральным фондом ОМС такие расчеты проведены, и разработаны предложения по алгоритму внедрения.

В завершение, глубокоуважаемая Валентина Ивановна, глубокоуважаемые коллеги, позвольте поблагодарить вас за глубокое и заинтересованное обсуждение всех многочисленных направлений, связанных с сохранением здоровья граждан РФ.

К нам поступило много вопросов от представителей Комитетов, на эти вопросы мы постарались дать ответы и комментарии, они были представлены в Комитет, руководимый Валерием Владимировичем.

Хотела бы еще раз поблагодарить за внимание!

Источник: Министерство здравоохранения РФ