Министерство труда и социальной защиты РФ разработало проекты профессиональных стандартов по фармацевтической деятельности. Этот документ озадачил профессионалов — по их мнению, при таких нормативных документах в отрасли следует ожидать хаоса, противоречий и нестыковок с другими нормативами деятельности.
Второй стандарт: «Организация фармдеятельности»
Посмотрим на стандарт, регламентирующий действия организаторов – заведующих и других специалистов-руководителей. Недостатки этого стандарта аналогичны.
В разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций», в пункте «Требования к образованию и обучению» указано: «Высшее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации». Далее в пункте «Требования к опыту практической работы» указано: «Стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет» и перечислены должности (хотя и не все), но не очень понятно, на каких руководящих должностях должен проработать сотрудник, чтобы стать руководителем.
Кроме этого, изложенное в проекте стандарта противоречит Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением правительства РФ от 22.12.2011 года № 1081, которым установлена возможность для руководителя фармацевтической организации иметь высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности 3 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности 5 лет.
Перечисленные трудовые действия предполагают, что руководить организацией может любой специалист, имеющий экономическое образование или образование в области менеджмента. Ведь бюджетирование доходов и расходов, утверждение финансовых и бухгалтерских документов, планирование деятельности, определение значения целевых показателей, контроль выполнения планов и программ, достижение целевых значений показателей деятельности, организация финансово-хозяйственной деятельности, оценка ситуации и прогноз ее развития и т.п., составляющие в стандарте основной объем трудовых действий и необходимых умений специалиста в области организации фармдеятельности, не зависит от отрасли, а подразумевает навыки менеджера. Не учтена и такая особенность, как вхождение аптеки в аптечную сеть, где управленческий процесс ведется иначе по сравнению с аптекой, ведущей самостоятельную деятельность.
В стандарте не отражено, что основная специфика организации деятельности фармацевтической организации — обеспечение и соблюдение лицензионных требований и условий. Получается, что все, что касается фармдеятельности, в стандарте изложено некорректно, не стыкуется с требованиями действующих законодательных и нормативно-правовых актов. Кроме того, документ не отражает специфику фармдеятельности и нуждается в полной переработке, так как в предложенном виде внесет неразбериху и противоречия в установленные к фармацевтической деятельности требования.
Есть сюрпризы и в требованиях к образованию. Не соответствуют квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 23.07.2010 года №541н и Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному ПП РФ №1081, прописанные в проекте стандарта «Требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе: диплом о высшем профессиональном образовании (специалитет) по специальности «Фармация». В вышеуказанных документах условиями допуска к работе, кроме диплома, является обязательное наличие сертификата специалиста. Требования же к специалистам с разным образованием практически не отличаются.
Ряд требований непонятны без дополнительной расшифровки. В стандарте присутствуют трудовые функции с непонятным содержанием: «Оформление заказа на необходимые рецепты». Что имеется в виду: рецепты заказывают в необходимом количестве медицинские организации для выписки препаратов амбулаторным больным? Странно и то, что Специалист в области фармации лишь принимает участие в оформлении заявки на получение, приемку и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в то время как специалист среднего уровня оформляет заказ.
Не обосновано и требование к необходимым знаниям специалиста: «Характеристика лекарственного растительного сырья, требования к качеству лекарственного растительного сырья», про готовые лекарственные препараты ничего такого не говорится. Специалистам аптечных организаций также непонятно требование необходимых знаний в отношении «Правил оформления лекарственных средств к отпуску». Имеется в виду наличие ценника, использование упаковочного пакета или что-то другое?
Предложенный проект стандарта противоречит действующим нормативно-правовым актам, не отражает специфики фармацевтического дела, не отражает реальные функции специалиста и нуждается в полной переработке.
Получилась репетиция
Много неувязок заметила в проекте Нижегородская ассоциация фармацевтов. Принятие этих документов повлечет за собой необходимость внесения изменений в значительное количество нормативных правовых документов, тогда как рациональнее и разумнее делать это или наоборот или одновременно, считают ее представители. «У практиков сложилось впечатление, что в разработке профессиональных стандартов или не участвовали провизоры, или те, кто участвовали, не имеют опыта работы в практической фармации», — рассказала председатель ОО «Нижегородская ассоциация фармацевтов», декан фармфакультета НижГМА, д.ф.н., Светлана Кононова.
Практики указали, что предложенные варианты проектов стандартов чрезвычайно слабо проработаны, на обсуждение было отпущено мало времени (15 дней). Их можно считать «репетицией» к настоящему проекту, их следует кардинально переработать, особенно проект стандарта «Специалист в области организации фармацевтической деятельности», провести повторное широкое обсуждение и только после этого рассматривать вопрос о возможности их утверждения и последующей реализации, указали в отзыве нижегородцы. В противном случае в системе лекарственного обращения возможен хаос.
Почему не спросили опытных?
На кафедре управления и экономики фармации медицинского факультета и кафедры менеджмента и маркетинга в фармации факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов крайне удивились, что авторы проектов не видят разницы между специалистом в области фармации и специалистом среднего уровня квалификации, все трудовые функции повторяют друг друга в обоих стандартах. Причем для разных трудовых действий перечислены одни и те же знания и умения.
По мнению преподавателей, в стандартах перепутаны консультирование фармспециалистами потребителей и взаимодействие с врачами, обязанности и полномочия специалистов с разным уровнем образования, изготовление препаратов в аптеке и производство препаратов на предприятии. К сожалению, буквально каждый абзац проекта вызывает массу вопросов, подметили специалисты кафедры. Вообще, трудовые функции и действия для провизора-технолога и провизора-аналитика абсолютно разные, и с нашей точки зрения профессиональные стандарты нужно разрабатывать на каждую конкретную должность.
«В тексте используются некорректные термины (например, лекарственных средства вместо лекарственных препаратов, изделия медицинского назначения вместо медицинские изделия, лечебно-профилактические учреждения вместо медицинских организаций и др.). С нашей точки зрения, проект стандарта нуждается в полной переработке, так как в предложенном виде внесет неразбериху и противоречия в установленные к фармацевтической деятельности требования.
Мы заинтересованы в качественных специалистах фармацевтического профиля и готовы сотрудничать по подготовке предельно понятных, исключающих двоякое толкование, профессионально компетентных документов, соответствующих реалиям времени и действующему законодательству», — написали в отзыве по поручению коллективов завкафедрой управления и экономики фармации медицинского факультета РУДН, доктор фармацевтических наук, профессор Екатерина Лоскутова и завкафедрой менеджмента и маркетинга в фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН доктор фарм.наук, профессор Ирина Косова.
Источник: РИА АМИ