Продажа лекарств в супермаркетах — вещь неизбежная, и в мире к этому уже давно пришли. Но, безусловно, в России есть свои особенности фармацевтического рынка и розницы, которые представляют определенные сложности для внедрения подобной инициативы, считает депутат Госдумы, член комитета по охране здоровья Александр Прокопьев, сообщает пресс-служба депутата.
Так, говоря об общетерапевтических средствах в России, мы говорим почти о половине всех лекарственных средств, при этом в мире процент фармацевтических препаратов, которые можно купить без рецепта, небольшой в структуре общего оборота. На все остальное нужен рецепт.
То есть в супермаркетах и магазинах «шаговой доступности» вы можете, как правило, купить болеутоляющие средства, жаропонижающие, антисептики, средства от кашля и аллергии. Поэтому, если уж эту идею подробно прорабатывать, то в случае России, безусловно, список безрецептурных препаратов должен быть пересмотрен.
В связи с этим возникает другой вопрос: если разрешить к продаже в рознице минимальный список лекарственных препаратов, то зачем это вообще нужно? На сегодняшний день количество аптек, во всяком случае, в крупных городах достаточное, есть и круглосуточные, поэтому вряд ли граждане испытывают затруднения с покупкой лекарств. Кроме того, у некоторых крупных торговых сетей есть свои аптеки за пределами кассовой зоны магазина.
Традиционной рознице было бы выгодно продавать лекарства, но при условии простой выкладки на полки, как и других продуктов. Однако, на мой взгляд, такой вариант недопустим. Сложно представить, как магазины будут соблюдать все правила хранения, лицензирования, которые проходят аптеки для права продажи лекарств.
И в этом вопросе я полностью согласен с позицией Минздрава, что магазины не смогут обеспечить необходимое качество медикаментов. Кроме того, если и допускать продажу лекарств в магазинах, то это должен быть специальный отдел или секция, с провизором, который может дать квалифицированный совет покупателю, имеет профильное образование и разбирается в фармакологических свойствах препаратов, механизме их действия на организм.
А все это дополнительные затраты, на которые магазины, особенно небольшие, вряд ли пойдут. Например, при организации аптечного бизнеса второй строкой с точки зрения затрат стоит персонал. Если же разрешить магазинам упрощенные условия продажи, то они будут заведомо в более выгодных условиях, чем аптеки, которые обязаны проходить процедуру лицензирования, иметь в штате провизора.
Вероятно, помимо прочего, продажа любого типа оздоровительной продукции в принципе пока не столь выгодна для традиционной российской розницы. Так, отделы диабетической и функциональной (обогащенной) продукции до сих пор занимают скромное положение в структуре ассортимента даже крупных супер- и гипермаркетов в России.
Можно также привести в пример сектор, который не относится к типу лекарственных средств, но продается в аптеках – диетические (биологически активные) добавки к пище. На сегодняшний день продажа их в магазинах в специальных отделах, секциях, не запрещена. Однако мы их там не наблюдаем, и это происходит по объективным причинам – розница не готова заниматься продажей такого вида товаров, ей это просто не выгодно.
Не выгодно, в том числе, по той причине, что и российский потребитель не готов покупать продукцию для здоровья, включая лекарства, в магазинах, так как здоровье пока воспринимается не как каждодневная профилактика, а как решение проблемы заболевания, когда здоровье уже подорвано, а значит, нужно идти в аптеку.
Тем не менее, когда-нибудь и в России приживется новая практика торговли ОТС в магазинах. Для получения эффекта от такой инициативы, прежде всего, необходимо сформировать культуру покупки лекарств в магазинах вместе с другими сопутствующими товарами.
Безусловно, за последнее время в России сформировался класс потребителей, которые берут на себя ответственность за свое здоровье, читают надписи на упаковках и инструкции к лекарствам, где всегда четко обозначена рекомендация проконсультироваться с врачом.
Однако все еще велико количество людей, которые предпочитают лечить себя самостоятельно во всех случаях и считают, что они лучше разбираются в своем здоровье, чем врач. В связи с этим, конечно, при массовой продаже лекарств в магазинах есть риск безответственного самолечения со стороны этой категории людей.
Очевидно, что к вопросу продажи безрецептурных препаратов в магазинах в России нужно подходить взвешенно и осторожно, предусмотрев все последствия. В любом случае, это не ближайшая перспектива.
Источник: remedium.ru
|