СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Цифры роста фармрынка вызывают сдержанный оптимизм


За три квартала 2017 г. российский фармрынок достиг отметки в 928 млрд руб., это на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегмент розничного коммерческого рынка за тот же период показал рост на 8,4% - до 660 млрд руб. Тем не менее цифры роста вызывают скорее не радость, а сдержанный оптимизм [1].

На отечественном фармрынке в текущем году наблюдается ряд тенденций, основными из которых можно назвать признаки стагнации рынка, процессы импортозамещения и локализации производства иностранной продукции на территории страны, маркировку лекарственных препаратов, консолидационные процессы в оптовом и розничном сегменте, регулирование онлайн-торговли лекарственных препаратов. Все эти тенденции влияют на самочувствие российского фармрынка.

Казалось бы, можно ли говорить о признаках стагнации рынка, если абсолютные цифры растут и динамика демонстрирует положительный тренд? Причем в предыдущие годы показатели были скромнее. Например, в 2016 г., когда происходило восстановление спроса после кризиса, динамика фармрынка ограничилась 8,6%.

Но дело, как известно, в деталях. Наиболее высокие темпы роста показывают те сегменты отечественного фармрынка, которые связаны с финансированием за счет государственных средств. Это госпитальный рынок и региональное льготное обеспечение. Сегмент региональных льгот по итогам 9 месяцев текущего года показал прирост практически на 33%. Прирост на госпитальном рынке составил 22,5%. Долгое время на нашем рынке не было ничего подобного. И конечно, это дало стимул развитию фармацевтического рынка в целом.

Но в рознице - основном сегменте российского фармрынка - дела обстоят не столь радужно: его прирост за 9 месяцев этого года, повторимся, составил 8,4%. Много это или мало?

Еще в докризисный период стало очевидным сокращение натурального спроса на лекарственные препараты. В 2014 г. рынок в натуральном выражении не только не прирос, но и ушел в минус (-0,5%). Цены росли умеренно, и инфляция скромно держалась в пределах 3,8%. Но при этом происходило заметно выраженное перераспределение спроса населения с дешевых лекарственных препаратов в пользу более дорогих. У потребителей были средства на их приобретение. В целом за год розничный коммерческий сегмент прирос на 11%.

В 2015 г. грянул кризис, резко выросла инфляция (до 22,8%) и упал спрос на лекарства, рынок в натуральном выражении просел до -6,1%. Естественно, население переключилось с дорогостоящих препаратов на более дешевые - менее обременительно для бюджета. Но за счет высокой инфляции рознице все-таки удалось показать рост на уровне 8,5%.

В прошлом году ситуация стабилизировалась: прирост рынка в натуральном выражении составил 4,1%, инфляция - 6%. Правда, о перераспределении спроса на ЛП говорить не приходилось. В итоге за год розничный сегмент фармрынка увеличился на 11,1%.

Достаточно многообещающим было и начало текущего года, позволявшее надеяться на сохранение темпов развития рынка на прошлогоднем уровне. Появились и признаки переключения потребителей на покупку более дорогостоящих ЛП.

Однако динамика показателей роста розничного коммерческого сегмента фармрынка за I квартал, полугодие и 9 месяцев (по сравнению с соответствующими периодами 2016 г.) демонстрирует тенденцию к сокращению: 10,6%, 9,7% и упомянутые 8,4% соответственно. При этом инфляция по итогам трех кварталов сократилась до рекордно низких 2,7%. Прирост рынка в натуральном выражении за этот же период составил 2,7%, что ниже уровня 2016 г. Данные показатели сигнализируют, что на фармацевтическом рынке не все в порядке.

Для такого несущественного роста спроса на лекарственные препараты существуют определенные макроэкономические предпосылки. Несмотря на рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, реальные доходы граждан сокращаются. Например, по итогам 10 месяцев текущего года зарплата выросла на 7%. Но в то же время располагаемые населением реальные денежные доходы сократились на 1,3%. Виной тому неизменно растущие расходы. Ожидать в таких условиях роста спроса на ЛП и переключения его на более дорогие препараты не приходится.

Еще одним маркером развития розничного коммерческого сегмента фармрынка является динамика предложения ЛП на фармацевтическом рынке, которая показывает соотношение показателей роста отечественного производства, импорта и экспорта лекарственных препаратов. За 10 месяцев текущего года объем завозимых в страну препаратов (в денежном выражении) увеличился на 4,2%. В расчет принимались как готовые лекарственные препараты, так и in- bulk [2]. Российское производство растет чуть более высокими темпами - на 5,8% за тот же период. Экспорт российских лекарственных препаратов в денежном выражении, наоборот, сократился на 2,2%. Но это небольшой сегмент рынка, который погоду не делает.

Вторая важная тенденция на отечественном фармрынке - продолжение процессов импортозамещения и процессов локализации производства лекарственных препаратов. С одной стороны, рост отечественного производства на уровне 5,8% не может не радовать, хотя бы потому, что превышает показатель по поставкам импортных лекарственных препаратов. Но, с другой стороны, по итогам 2015 и 2016 гг. наше фармпроизводство [3] в денежном выражении прирастало в среднем на 24%. И такой спад положительной динамики в нынешнем году - скорее повод для беспокойства.

Но в целом доля российской продукции на рынке ежегодно растет, хотя темпы роста несколько замедлились. В 2015 г. она составляла 27,2% (+4,2% по сравнению с предыдущим годом), в 2016 г. - 30,5% (+3,3%), по итогам трех кварталов 2017 г. уже достигла 31,1% (+0,6%) [4].

Локализационная активность иностранных фармкомпаний в этом году также весьма неоднозначна. За 10 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт in - bulk в денежном выражении сократился на 15%. Примерно у половины основных поставщиков продукции in- bulk в нашу страну динамика поставок отрицательная. При этом существует относительно небольшой, на уровне 4%, прирост натурального рынка in- bulk продукции (в минимальных единицах дозирования).

У этого явления две разнонаправленные причины. С одной стороны, часть иностранных компаний, которые ранее завозили in- bulk и занимались его фасовкой в нашей стране, испытывают конкурентное давление со стороны российских компаний, которые занимаются производством полного цикла лекарственных препаратов. С другой стороны, еще часть зарубежных компаний локализовала производство отдельных препаратов на территории нашей страны. Если ранее они завозили продукцию in- bulk, то теперь - фармацевтические субстанции, а остальные этапы производства ЛП предпочитают осуществлять в России.

Актуален вопрос глубины локализации иностранной фармпродукции, которая производится в нашей стране. Ситуация здесь, к сожалению, пока далека от оптимистичной.

Из 674 лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП и поставляемых иностранными фармкомпаниями, 435 не локализованы, а 239 имеют отдельные признаки локализации. Если разбираться еще детальнее, из 239 молекул производство готовых лекарственных форм осуществляется только в 63 случаях, еще в 96 - компании завозят in- bulk и осуществляют первичную упаковку в блистеры и потребительскую упаковку. А в 80 случаях завозятся уже блистеры и процесс "производства" ограничивается вторичной упаковкой. Поэтому ни о каком производстве полного цикла ЛП речь здесь не идет. Похожая ситуация складывается и в других сегментах рынка, которые связаны с государственным финансированием.

Маркировка ЛП - еще одна значимая тенденция фармацевтического рынка. Как известно, в этом году проходит эксперимент по маркировке ЛП, а в будущем году всем участникам фармрынка придется жить в новой реальности.

По приблизительным расчетам, суммарные затраты на техническое оснащение всех участников рынка, включая компании-импортеры, российских производителей, дистрибуторов, аптечные и лечебно-профилактические учреждения, составят от 27,6 до 45,7 млрд руб. (для наглядности - это от 2,1 до 3,5% от прогнозируемого объема фармрынка России за 2017 г.). Это примерная оценка затрат на введение маркировки, которые, понятно, зависят от количества производственных линий на предприятии, количества касс в аптеке и т.п.

Напомним, уровень инфляции на ЛП по итогам 9 месяцев этого года составил 2,7%. Затраты на техническое оснащение всех участников товаропроводящей цепочки в связи с введением маркировки будут закладываться в стоимость лекарственных препаратов для конечных потребителей. Это увеличит инфляцию и, наверное, станет еще одной причиной, сдерживающей развитие спроса на фармрынке.

Нельзя обойти вниманием консолидационные процессы в оптовом и розничном сегменте, которые активно продолжаются в этом году и являются еще одной важной тенденцией фармрынка. По итогам трех кварталов 2017 г. общая доля российских фармдистрибуторов, попадающих в TOP-15, на рынке прямых поставок в денежном выражении составила 79,9%. Это на 6,3% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Несмотря на непростую рыночную ситуацию, компании-дистрибуторы продолжают серьезно расти и развиваться.

Интересно, что крупные представители оптового сегмента российского фармрынка дают небольшую отрицательную динамику: "Протек" - 0,5%, "Катрен" - 1,7%. А вот компании II и III эшелонов, за редкими исключениями, свои доходы наращивают. Например, "Пульс", который сейчас занимает третью позицию, увеличил свою долю на рынке на 1,3%, а "ФК Гранд Капитал" (VIII место) - на 2%.

Похожие процессы происходят и в российских аптечных сетях. Крупные сети показывают серьезную динамику развития. Лидер TOP-15 АСНА [5] за 9 месяцев этого года увеличила свою долю на розничном коммерческом рынке ЛП на 7% по сравнению с прошлым годом и достигла 12,9%. Более того, компания приросла 4195 новыми аптечными учреждениями. Более чем на тысячу удалось увеличить количество своих аптек в течение трех кварталов ГК "Эркафарм" и аптечной сети "Имплозия". В совокупности доля 15 ведущих аптечных сетей страны на розничном коммерческом рынке ЛП в денежном выражении составляет 47%.

Уверенно пробивают себе дорогу так называемые аптечные сети ассоциативного типа (АСАТ). Если раньше можно было назвать 2-3 крупные ассоциации, региональных структур не было вовсе, то сейчас ассоциации федерального значения заметно влияют на состояние российского фармрынка. По итогам трех кварталов 2017 г. доля 10 крупнейших АСАТ в денежном выражении в совокупности составила 10,5% розничного коммерческого рынка ЛП.

На верхней строчке в TOP-10 аптечных сетей ассоциативного типа расположилась "ПроАптека", следом за ней - МФО, ВЕСНА, "Аптека.ру". За 9 месяцев этого года лидеру удалось расшириться на 2699 аптек, МФО - на 1547, "Аптека.ру" - на 1347 аптечных учреждений.

Данная тенденция будет развиваться и в 2018 г., поскольку конкуренция способствует консолидации рынка, в т.ч. в регионах.

И наконец, еще одной определяющей тенденцией фармрынка является регулирование онлайн-торговли ЛП. Правда, пока о необходимости регулирования онлайн-продажи лекарственных препаратов больше говорится, нежели предпринимаются реальные шаги.

Однако и в условиях правовой неопределенности рынок продолжает развиваться в данном направлении. За три квартала этого года объем заказов первых в рейтинге 15 компаний, занимающихся оказанием услуг в сети Интернет по заказу и доставке препаратов, составил 20,3 млрд руб. Причем речь идет не только о лекарствах, но обо всем аптечном ассортименте. Сумма, прямо скажем, немаленькая. И темпы роста впечатляют - плюс 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Популярность таких интернет-сервисов, судя по всему, будет возрастать. Поэтому в данной сфере нужно наводить порядок, необходимо легализоватьонлайн-торговлю ЛП, приняв необходимые документы.

Прогнозируемый объем отечественного фармрынка в 2017 г. составит 1300 млрд руб. (+9,4%), а розничный коммерческий сегмент - 930 млрд руб. (+8%). Прогноз может быть пересмотрен в случае изменения макроэкономической ситуации или регуляторной политики.

 -

 [1] Публикация подготовлена на основе выступления директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова на секции "Текущее состояние фармотрасли. Ключевые проблемы и их решения", прошедшей в рамках 24-й Международной специализированной выставки "Аптека 2017".

 [2] In-bulk - фармацевтическая продукция, предназначенная для производства готовых лекарственных средств, прошедшая все стадии производственного процесса, кроме фасовки, упаковки и маркировки.

 [3] Имеется в виду производство готовых лекарственных препаратов.

 [4] В денежном выражении.

 [5] Сеть отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа.

 

 

Партнеры