СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Роман Сафронов: «Переход от бумажных технологий к безбумажным сдерживается отсутствием инфраструктуры»


Какие перспективы у процесса информатизации здравоохранения, что уже сделано и что предстоит в ближайшем будущем — об этом рассказал заместитель директора департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Роман Сафронов на конференции «ИКТ в здравоохранении: от модернизации к развитию», прошедшей сегодня в Москве.

Систему менять не будем

Главный вопрос сегодня, по мнению Р. Сафронова, — это создание инфраструктуры: чтобы каналы связи были везде, надежного качества и по разумной цене. Все это важно, поскольку, с одной стороны, затраты на инфраструктуру не должны составлять 80% всех средств, заложенных на информатизацию. С другой стороны, без нее невозможно развитие таких перспективных сервисов, как телемедицина и персонализированная медицина. И именно недостаточное развитие инфраструктуры сдерживает сегодня переход от бумажных технологий к безбумажным.

В первую очередь, необходимо объединить до сих пор разрозненные информационные системы. По мнению многих экспертов, участвовавших в конференции, для интеграции информационных систем могли бы быть полезны «облачные технологии», которые не требуют от медучреждения собственных мощностей, а позволяют лишь арендовать серверы. С другой стороны, обрывы связи в регионах — совсем не редкость, и «облачная архитектура» создает высокие риски, особенно при диспетчеризации скорой помощи. Каким образом объединять системы — вопрос пока открытый. Но решать его необходимо еще и для того, чтобы тем, кто занимается наполнением информационных технологий, не приходилось переносить одну и ту же информацию по несколько раз.

 «Сейчас мы не можем использовать статистику, аналитику, потому что все системы говорят на разных языках. Это очень затратно. Нужно объединять и оптимизировать эту составляющую», — считает Р. Сафронов.

Проблемы электронной подписи — это еще один момент, сдерживающий информатизацию. Причем даже в тех медицинских учреждениях, где компьютерные процессы развиты достаточно хорошо, остро стоит вопрос верификации. Хотя можно было бы использовать наработки электронного правительства, а не плодить дополнительную инфраструктуру.

Впрочем, задача замены информационных систем, по словам Р. Сафронова, не стоит, нужно сохранить по максимуму то, что уже есть, но при этом оптимизировать и унифицировать существующие, чтобы была синергия целей. «Если мы будем менять системы — это и затратно, и раздражает медицинских работников», — считает Сафронов.

Проблемы — технологические и человеческие

Несмотря на то, что процесс информатизации худо-бедно идет, многие проблемы все еще не решены. Среди технологических, по мнению экспертов, — это вопрос системы хранения данных, особенно это актуально с ростом объема медицинских изображений. Поскольку нет единых правил, то каждый регион адаптирует медицинские информсистемы под свои нужды — а это большие трудозатраты и финансовые расходы.

Но есть и так называемый человеческий фактор. В регионах не хватает грамотных айтишников, как в медицинских учреждениях, так и в региональных департаментах здравоохранения. Да и уровень компьютерной грамотности медицинских работников по-прежнему оставляет желать лучшего.

Многие эксперты отмечают, что одна из главных проблем сегодня — это нормативно-правовое регулирование внедрения информационных систем. Например, до сих пор нет четкого статуса электронной медицинской карты. Доходит до того, что номенклатура по учету кадров не совпадает с номенклатурой по приказу. Поэтому, прежде всего, необходимы нормативные документы, регулирующие медицинскую деятельность.

Труднодоступность некоторых регионов в России (таких около двадцати) — еще один сложный момент, который нельзя сбрасывать со счетов, говоря об информатизации. «У нас 270 больниц, где нет каналов связи, — говорит Р. Сафронов. — И перспектива проложить там опто-волокно — нулевая».

Впрочем, сбои в работе информационных систем случаются и в доступных регионах — в августе на это жаловались многие лечебные учреждения. По словам Сафронова, сбои были вызваны сменой площадок и сейчас они устранены, хотя полностью исключить их невозможно.

Ближайшие планы

Если говорить о планах на следующий год, ключевой вопрос — введение электронной медицинской карты. Состав сведений в ней уже утвержден, и на портале департамента в ближайшее время будет размещена нормативно-справочная информация, чтобы разработчики и регионы смогли изучать эти материалы.

В следующем году должны появиться новые федеральные сервисы как следствие новых законов. Например, закон о донорстве предусматривает создание новой системы для учета медицинской деятельности в этой сфере. Будет активно развиваться и телемедицина — Госдума сейчас инициировала обсуждение соответствующего закона.

При этом средств, чтобы выполнить все, что запланировано регионами в сфере информатизации, вполне достаточно. «Средства останутся теми же, но если оптимизировать затраты, то на них мы сможем сделать больше», — заметил Роман Сафронов.

Источник: РИА АМИ