СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить

Рынок БАД во многом остается суррогатным


Генеральный директор компании «Эвалар» Лариса Прокопьева прокомментировала стратегию госполитики в области биологически активных добавок, которая в последние месяцы активно обсуждается в СМИ. Она отмечает, что существует ряд проблем, которые остаются нерешенными уже многие годы, в частности, отсутствие должного контроля от производства до продаж на рынке БАД и другие. ЕЕ комментарий опубликован сегодня на сайте управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности.

«Все участники рынка БАД: производители, аптеки, сетевой маркетинг, выставки-продажи — должны быть в одинаковых конкурентных условиях. На деле же только крупные производители находятся сегодня под пристальным контролем Роспотребнадзора и ФАС.

А недобросовестные производители уже на пострегистрационном этапе вводят в состав препаратов незадекларированные компоненты, в том числе компоненты синтетических лекарственных средств. Мы с этим уже сталкивались несколько лет назад, когда на рынке активно продвигались китайские препараты для похудения с сибутрамином. После открытия торговых границ на Россию обрушился вал препаратов из Китая, Малайзии, Индии и т.д. Появились БАДы для мужчин с синтетическим тадалафилом.

Рынок во многом остается суррогатным: выпускается и продается различная продукция, в том числе и фальсифицированная. Спонтанные выставки-продажи БАД проводятся недобросовестными продавцами по регионам. Почтовые ящики потребителей буквально «ломятся» от навязчивых рекламных листовок, обещающих излечения «от всех болезней»!

Общемировая практика показывает, что необходимо двигаться дальше по пути ужесточения производственных стандартов. К примеру, в Америке обязательное требование к производству БАД – соблюдение международного стандарта качества GMP. Там контроль за оборотом БАД, лекарственных средств и продуктов питания осуществляет FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов). И все без исключения   участники рынка: аптеки, магазины, производители, сетевой маркетинг и интернет-продажи находятся под контролем FDA.

За рубежом, где рынок диетических добавок уже давно сформирован и работает цивилизовано, создано эффективное законодательство по обороту БАД. Достаточно его спроецировать и незначительно адаптировать к нашим реалиям.

Пока в законе о рекламе существует оценочное понятие: «реклама БАД не должна… создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами…» любого законопослушного производителя можно обвинить в нарушении Закона. Не обижая специалистов антимонопольной службы надо сказать, что и сегодня одни и те же рекламные тексты, публикуемые в разных регионах, у одного территориального управления ФАС «создают впечатление», а у другого – не создают! Чтобы избежать подобных разночтений в Казахстане и Белоруссии,  к примеру, рекламные тексты много лет утверждал Минздрав. Такая же практика с этого года вводится и в Украине.

На российском рынке отслеживается, в основном, реклама известных производителей – их легче привлечь к ответственности, так как они легально ведут свой бизнес. А ведь на тех же газетных страницах федеральных СМИ рядом с известными рекламодателями с завидным постоянством несколько лет подряд печатается и реклама частной фирмы из Приморья, нарушающая одновременно законы о рекламе и регистрации, а также законодательство в области производства спиртосодержащей пищевой продукции, и… никаких санкций со стороны контролирующих органов!

Всем известно, что основная задача ФАС это развитие и поощрение конкуренции. Однако на деле идет избирательный и односторонний контроль рекламной активности ограниченного круга добросовестных производителей, в то время как мошенники и фирмы-однодневки продолжают вводить в заблуждение потребителей. В результате получается обратный эффект – поощрение недобросовестной конкуренции и дискредитация рынка в целом», – считает Прокопьева.

По ее словам, один из депутатов Госдумы заваливает ФАС и другие надзорные органы запросами. «Тексты заявлений написаны как под копирку и датированы одним днем, меняется только адрес и наименования надзорных органов! В связи с этим возникают сомнения в беспристрастности и объективности такого способа борьбы за интересы потребителя», — говорит Прокопьева.

    «На первый взгляд российский рынок БАД вроде бы контролируется и регулируется законами, но живет как прежде «по понятиям». Отсутствие единого регулятора рынка в лице государственного органа, как в других странах, даже законодателей кидает из стороны в сторону, вплоть до «уничтожения такого понятия как БАД». На данный момент БАД   остается объективной реальностью и это единственный эффективно действующий путь оптимизации питания населения любой цивилизованной страны», — считает генеральный директор «Эвалара».
 

Источник: РИА АМИ