СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Татьяна Яковлева: «Мы меняем не только менталитет нашего населения, но и менталитет медиков»


Диспансеризация, которая с этого года проводится у нас в стране, вызывает множество вопросов как у тех, кто должен обследоваться, так и у самих медицинских работников. Чтобы ответить на наиболее важные вопросы о диспансеризации, корреспондент Российского агентства медико-социальной информации встретился с заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Татьяной Яковлевой, которая курирует это направление в министерстве.

- Татьяна Владимировна, везде ли хорошо внедряется система проведения диспансерных осмотров? Есть какие-то регионы, где это получается лучше? Есть ли такие, где что-то не получается, и приходится вмешаться федеральному Минздраву?

-  Ситуация в регионах складывается, к сожалению, по-разному. На это есть объективные и субъективные причины. Некоторые регионы начали диспансеризацию поздно, даже не с января-февраля, а с марта, а некоторые – вообще с августа. И естественно, темпы проведения диспансеризации различные.

Например, такие регионы, как Белгородская, Ивановская, Пензенская области, республика Мордовия уже закончили диспансеризацию. Там на 100% осмотрена та часть населения, которая попадает под диспансеризацию.

В 21 регионе диспансеризацию прошли от 70 до 100%. В Москве осмотрено уже почти 90% жителей, которые подлежат диспансеризации. В Тамбовской области - 98%, в Тюменской области – 96%, в Рязанской – 96%, Воронежской – 93%, в Чувашской республике – 92%.

В 23 субъектах Российской Федерации осмотрено до 35%. Конечно, в них дела обстоят не очень хорошо. Я думаю, что такие регионы, как Вологодская, Магаданская область, Еврейская автономная область, уже не выполнят поставленный план. Но в целом все-таки мы справимся с поставленной задачей. Мы ставили себе цель – осмотреть к концу года 23 миллиона человек, а на сегодняшний день осмотры прошли уже 26 миллионов, как взрослых, так и детей. Но главное, чтобы этот процесс шел на регулярной основе.

- Диспансеризация – это первое в современной истории России всеобщее обследование населения – предыдущая попытка была сделана еще 30 лет назад во времена СССР. Будет ли она продолжена в дальнейшем?

- Когда мы отлаживали механизм реализации данной модели диспансеризации, было очень трудно решить организационные вопросы. Запустив систему диспансеризации, конечно, мы мониторировали ситуацию и постепенно оптимизировали весь процесс. Каждую неделю мы собирали данные, раз в месяц проводили обязательные селекторные совещания с регионами.

В 2014 году, я считаю, диспансеризация уже должна идти планомерно, и на врачей уже не должно быть такой нагрузки. Сейчас в день у нас проходят диспансеризацию 100 тысяч человек. Это много. На участковых врачей ложится дополнительная нагрузка, при том, что у нас их во многих регионах не хватает. А в 2014 году, когда осмотры определенных групп населения будут проводиться регулярно, такой нагрузки на участковых врачей уже не будет. Будет только рост заработной платы, потому что, еще раз повторю, Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает осмотр каждого, кто проходит диспансеризацию.

- Еще один вопрос: как подвигнуть людей на диспансеризацию, и как осмотреть большее количество людей?

- Участковые медицинские сестры проводят подворовые обходы, по почте рассылаются приглашения, делаются телефонные звонки, проводится работа с работодателями, делаются объявления в СМИ. Хотя это не первоочередная обязанность медицинского работника. Задача медработника - правильно провести диспансеризацию, правильно поставить диагноз и назначить правильное лечение или дать правильные рекомендации по оздоровлению. А собирать людей пройти диспансеризацию должны местные власти, начиная с губернатора региона, который должен дать команду соответствующим службам информировать население и приглашать на диспансеризацию.

- Какие могут быть задействованы ресурсы для развития диспансеризации? К примеру, недавно я читал статью, в которой рассказывалось о мобильных госпиталях, которые применяются Федеральным медико-биологическим агентством. Такие средства могут помочь проведению диспансеризации?

- Конечно, передвижные мобильные комплексы  обязательно должны использоваться для обследования. У нас есть специальные машины для диспансеризации, которые оборудованы необходимой аппаратурой и укомплектованы специалистами. Они предназначены для работы в первую очередь в труднодоступных районах, но могут пригодиться даже в столичном регионе на территории Новой Москвы в тех районах, которые присоединили недавно. Там не хватает лечебной инфраструктуры, и естественно, туда выезжают передвижные мобильные комплексы , чтобы обследовать население района и провести диспансеризацию.

- Этой техники сейчас достаточно или она будет в дальнейшем закупаться?

- Конечно, ее еще недостаточно. Министерство здравоохранения с каждым регионом согласовало региональную программу развития здравоохранения, в которой по годам расписан ряд мероприятий, включая развитие инфраструктуры, которая ориентирована на профилактическую работу. Сюда относятся Центры здоровья, отделения профилактики, кабинеты профилактики, организация выездных форм работы с использованием специализированных автомобилей для поездок в сельскую местность, в труднодоступные районы.

- На терапевтов свалилась огромная нагрузка в связи с диспансеризацией. Вы уже сказали, что в дальнейшем будет легче, но насколько? Как организовать работу таким образом, чтобы врачи не занимались бумажной работой?

-  Во-первых, все зависит от руководителя конкретного лечебного учреждения и, если брать выше, от руководителя Департамента здравоохранения. Я всегда говорю, что нужны не столько кадры и деньги, сколько правильные управленческие решения. Результат в значительной степени зависит правильно организованной работы. Я думаю, что с 2014 года диспансеризация, если выражаться медицинским языком, войдет в так называемое «хроническое» спокойное русло. Постепенно врачи научатся правильно распределять нагрузку. Поможет сбалансировать нагрузку и электронная запись к врачу, и информатизация здравоохранения, которую самостоятельно  развивают регионы. Много писать нужно было не только врачам. Информатизация помогла избавиться от большого количества писанины. Отчеты, на которые медики тратили много времени, теперь представлены в электронном виде. Единственное, нужно отработать стыковку федеральных и региональных информационных систем друг с другом.

- А как вы контролируете диспансеризацию в регионах? Выезжаете в регионы, проводите видео-селекторы?

- У нас действует рабочая группа, в которую входят специалисты НИИ Профилактической медицины, сотрудники Министерства здравоохранения. Я сама лично сколько раз была в регионах, проверяла, как проходит диспансеризация, и в принципе владею информацией по каждому региону. А без этого нельзя, иначе мы не наладим процесс. Даже медикам надо рассказать, как правильно проводить диспансеризацию, что нужно делать, провести обучение. Ведь мы меняем не только менталитет нашего населения, но и менталитет медиков.

- Если вы побывали в каком-то регионе и дали рекомендации по проведению диспансеризации, а потом в результате проверки стало понятно, что там что-то делают не так, как вы можете воздействовать на местные власти, ведь они не находятся в вашем прямом в подчинении?

- У нас с регионами ведется очень хорошая конструктивная работа. У меня не возникает каких-то больших трудностей в этом плане. Очень хорошо отзываются губернаторы. Иногда я могу лично позвонить губернатору и, как говориться, нажаловаться. Кстати, министр здравоохранения, Вероника Игоревна, впервые назначила специального заместителя, который отвечает за организацию медицинской помощи в регионах.

Поэтому какие-то грубые нарушения или отказ выполнять рекомендации Министерства здравоохранения – с этим я не сталкивалась. 

Источник: РИА АМИ