В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ с 1 января 2014 года вводится специальная оценка условий труда (далее, соответственно, закон № 426-ФЗ, СОУТ). Цель такой оценки - обеспечить безопасность жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, надлежащую реализацию прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Закон № 426-ФЗ определяет СОУТ как комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативных и применяемых работником средств защиты. Напомним, к факторам производственной среды относятся соответствующие физические, химические и биологические факторы, а к факторам трудового процесса – тяжесть и напряженность последнего (см. в этой связи также приложения 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
СОУТ призвана заменить – де-юре и де-факто – применявшуюся для этих же целей на протяжении предшествующих трех лет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда (см. в этой связи, в частности, приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н). Мероприятия по СОУТ организуются работодателем (уполномоченным им лицом) не реже одного раза в пять лет по установленной методике. В случаях, установленных законодательством, этот срок может быть сокращен в том числе при мотивированном проведении внеплановых мероприятий при СОУТ. Непосредственное выполнение мероприятий по СОУТ возлагается на специально уполномоченную организацию, привлекаемую работодателем в соответствии с гражданско-правовым договором, и комиссию, формируемую работодателем с соблюдением установленных Законом № 426-ФЗ требований. В целях надлежащей организации СОУТ работодателем заблаговременно утверждаются (в общем случае – посредством издания соответствующего приказа (распоряжения)) график мероприятий, перечень рабочих мест, персональный состав комиссии.
Результаты СОУТ отражаются в отчете установленной формы (готовится привлекаемой организацией, утверждается председателем комиссии). Работники, рабочие места которых прошли процедуру оценки, должны быть надлежащим образом ознакомлены работодателем с ее результатами.
По результатам проведения СОУТ на каждом рабочем месте (кроме видов рабочих мест, перечисленных в пункте 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ) устанавливается класс условий труда на рабочих местах. В зависимости от установленного класса (от 1-го до 4-го) условия труда на соответствующем рабочем месте признаются оптимальными, допустимыми, вредными либо опасными для здоровья или жизни работника.
В первых двух случаях считается, что производственные факторы воздействуют на организм работника в пределах установленных нормативных значений и, следовательно, не причиняют вреда его здоровью. Напротив, выявленное по результатам СОУТ превышение установленных нормативных значений означает, что условия труда на соответствующем рабочем являются вредными или опасными. Поскольку превышение установленных нормативных значений может быть как незначительным, так и, напротив, весьма внушительным, для более точной квалификации вредных условий труда (условий труда, относимых в соответствии с Законом № 426-ФЗ к 3-му классу) предусмотрено их деление на подклассы «вредности», а именно:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, вследствие чего увеличивается риск повреждения здоровья работника;
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери работником профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции, на протяжении пятнадцати и более лет;
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей работником профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (также с потерей работником общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Наконец, опасными (4 класс) признаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или же его части способны создать угрозу для жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий (более высокий по сравнению с перечисленным выше) риск развития у работника острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на совершенствование условий труда работников в целях сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
организации в случаях, установленных законодательством, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
обоснования связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определения в случаях, установленных нормативными правовыми актами, видов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений (в том числе в части допуска к выполнению определенных видов работ) в отношении отдельных категорий работников;
оценки уровней профессиональных рисков;
иных целей, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ), включая нормативные акты по вопросам охраны здоровья граждан, в том числе Федеральный закон от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ.
Государственный контроль (надзор), общественный (в том числе профсоюзный) контроль за проведением СОУТ, экспертиза ее качества организуются в соответствии с Законом № 426-ФЗ, иными нормативными актами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Источник: РИА АМИ