СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Задача на следующий год – возможность электронной записи на прием к узким специалистам


О достижениях 2013 года и перспективах следующего, 2014 года корреспондент РИА АМИ побеседовал с директором департамента информационных технологий и связи Минздрава России Романом Ивакиным.

Роман Михайлович, про электронную запись к врачу знают все. Работа над формированием электронной медицинской карты тоже идет. Может быть, имеются достижения, о которых сообщество слабо информировано?

Действительно, такие достижения есть. Например, федеральная электронная медицинская библиотека, которая уже существует и в этом году значительно расширится. Портал главных внештатных специалистов – мы планируем запустить его еще в нынешнем году. Ряд специалистов уже начал работать, но мы надеемся, что все наши главные специалисты подключатся к этому сервису и будут формировать вокруг себя экспертное сообщество.

Еще один сервис, который мы уже запустили, это личный кабинет врача. Мы надеемся, что он будет достаточно востребован. Если поначалу посещений было по нескольку десятков в день, то сегодня эта цифра значительно увеличилась. Мы можем говорить, что уже более 5 тысяч медицинских работников получили к нему доступ и начали работать с ним.

Какие функции выполняет личный кабинет врача?

Этот кабинет позволяет получить доступ ко всему, что необходимо врачу в работе - к электронной библиотеке, ко всем бланкам, к регистру лекарственных средств и системе взаимодействия медицинских препаратов. Из-за наличия вот этой последней информации нам пришлось сделать авторизованный доступ, то есть для пользователей, которые есть в регистре медицинских работников. Что еще имеется в личном кабинете врача? Например, сервис, который позволяет воссоздавать 3-Д модели из снимков МРТ. Сегодня это, как правило, снимки плоские, специальный сервис позволяет загрузить файл и получить 3-Д модель, которую можно покрутить, посмотреть снимок с разных сторон.

А что с личным кабинетом пациента?

Мы надеемся его тоже в этом году запустить, доступ будет через портал госуслуг. Пока в этом кабинете отслеживается лишь запись на прием к врачу. Мы же планируем наполнить его информацией о состоянии здоровья пациента, результатами обследований. С технической точки зрения никаких сложностей нет, есть вопрос необходимого объема информации для пациента, которая может быть размещена в этом кабинете. Сейчас идет серьезная дискуссия на эту тему. Как правило, пациенты считают, что надо открыть доступ ко всей информации. А врачебное сообщество полагает, что речь должна идти лишь о выписных эпикризах. С учетом этой дискуссии мы надеемся сформировать некую модель, которая соответствовала бы пожеланиям и медицинского, и пациентского сообществ.

Вся эта информация о пациенте должна быть консолидирована и храниться в эталонной электронной медицинской карте, которая формируется на базе федерации. Поскольку сегодня человек может прийти в одно учреждение, завтра – в другое. Наконец он может попасть в больницу в бессознательном состоянии, когда не сможет сообщить об особенностях своего здоровья. Но в любом случае о нем имеется полная информация, которая позволит врачу более обдуманно предпринимать какие-то действия, с учетом, скажем, аллергии или хронического заболевания.

Частные клиники смогут воспользоваться этими данными?

Если им интересно предоставить своему клиенту более качественную услугу, они могут это делать. Мы надеемся, что частные клиники войдут в этот процесс. Все необходимые сведения для этого - форматы информационного обмена, информация для интеграции – открыты. Не надо ничего изобретать, нужно просто воспользоваться тем, что уже наработано.

На недавно прошедшей конференции по ИКТ в здравоохранении сообщалось, что ваш департамент собирается запускать сервисы для более узкого потребителя. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Речь шла об информационных системах, которые широкому потребителю неизвестны, но, тем не менее, они работают и обеспечивают автоматизацию различных бизнес-процессов в здравоохранении. Например, давно уже функционирует регистр высокотехнологичной медицинской помощи. Это информационная система, с помощью которой полностью автоматизирован процесс получения заявки на оказание такого вида помощи и дальнейшего попадания в соответствующее медучреждение. В этой системе циркулирует вся необходимая информация, к ней имеют доступ как органы управления здравоохранения субъектов, так и медучреждения, которые эту помощь оказывают. Пациенту не нужно возить с собой направления на те или иные исследования, достаточно иметь номер заявки. Мы же с помощью этой системы можем четко понимать, сколько и каких видов услуг, в каких субъектах и медучреждениях оказано.

Есть и другие регистры, которые похожие функции выполняют, их достаточно много. Сейчас, например, идет работа по формированию закона о донорстве, и, наверняка, потребуется соответствующий регистр по данному направлению. Пока есть ряд вопросов, связанный с этапами всего этого бизнес-процесса: кто, кому, какую информацию поставляет. Но в следующем году эту задачу надо будет решить.

Какие еще задачи на следующий год вы ставите?

Сейчас мы сформировали задел по очень большому количеству направлений, и все регионы достигли определенного начально-необходимого уровня насыщения информационными технологиями не только оборудования, но и в целом. Дальше нужна очень системная кропотливая работа, чтобы все это заработало. У нас так бывает: огромное количество начинаний, но без кропотливой работы по управлению процессом внедрения и адаптации все может раствориться. Поэтому мы просим от регионов подтверждения, что они предусмотрели и определенные работы, и средства на них.

Сегодня мы определили необходимый набор полей для электронной медицинской карты. Теперь надо определиться со справочниками и классификаторами. Значит, всем регионам нужно донастроить свои системы, чтобы у всех все было идентично с точки зрения медицинской информации, чтобы мы могли ею обмениваться без проблем.

Что касается электронной записи на прием к врачу. В текущем году мы внедряли этот сервис и обеспечивали доступ записи для гражданина к врачам терапевтического профиля. Задача на следующий год – возможность электронной записи на прием к узким специалистам. Чтобы терапевт мог сразу записать пациента на те обследования, которые ему назначил, и дал четкий ответ, когда и куда идти. А не как сейчас, – когда пациент должен бегать по поликлинике и выяснять, кто и где принимает, у какого кабинета какая очередь. Именно это и вызывает нервное напряжение в первую очередь.

Это удобно не только пациенту. Данный сервис несет значимую функцию для управления всей отраслью здравоохранения. Потому что возникает возможность четкого планирования ресурсов под нужды населения. Можно спланировать загрузку каждого конкретного специалиста.

Регионы часто жалуются на несовершенство ИТ-процессов. Вы анализируете эти жалобы, реагируете на них?

У нас есть несколько вариантов мониторинга этой ситуации. Во-первых, это обращения граждан через службу поддержки. Если проблема существует, мы можем поручить местному органу управления здравоохранения или Росздравнадзору проверить информацию и устранить проблему. Во-вторых, есть система он-лайн мониторинга, позволяющая видеть все учреждения, подключенные к единой системе, и то, что у них происходит: внесены ли новые расписания, изменения в список врачей, происходят ли вообще какие-то движения в данном учреждении. Если видим, что ничего не происходит, то можем принять определенные меры, – начиная от звонков с вопросами «что происходит, и почему вас не видим» и заканчивая серьезными запросами, требующими ответа от руководителей.  В-третьих, у нас большое количество выездных мероприятий. При этом мы стараемся до последнего не информировать местные органы здравоохранения, куда именно поедем, чтобы нас не везли в образцово-показательные учреждения. Такие обширные поездки у нас были летом. В целом, они показали, что где-то получше ситуация, где-то похуже. Но не все так плохо, как кому-то может казаться.

Источник: РИА АМИ

 

Партнеры