СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Эксперты хотят развернуть здравоохранение к пациенту «лицом»


В международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялось обсуждение доклада «Основные положения стратегии охраны здоровья населения России на период 2013-2020 гг.». Независимые эксперты и системные аналитики в области общественного здоровья и здравоохранения, проанализировав опыт здравоохранения в СССР и зарубежный опыт, предложили новую стратегию для того, чтобы «медицина развернулась лицом к пациенту».

Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин заметил, что доклад уже прошел широкое общественное обсуждение, и, поскольку беспокойство граждан нарастает вместе с неудовлетворенностью здравоохранением, он должен быть представлен Минздраву. Поэтому Кудрин заручился согласием министра Вероники Скворцовой на встречу для обсуждения новой стратегии. Общее детище представляли вице-президент Российской медицинской ассоциации Юрий Комаров, заведующий лабораторией проблем правового и методологического обеспечения информационных технологий в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин, президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский, свои комментарии высказал председатель комитета ГД РФ Сергей Калашников.

Профессор Юрий Комаров перечислил множество дефектов в нынешней системе, которые имеют место, несмотря на вливание существенных денежных средств. Главное, что нынешние цели, задачи и акценты не рациональны. А зачастую непонятны не только врачам, но самим организаторам здравоохранения. Ошибка в том, считают эксперты, что сейчас здравоохранение отождествляется с медицинской помощью  - медицинской профилактикой, диагностикой, лечением, медицинской реабилитацией и медицинским уходом. В результате ответственность организаторов здравоохранения на всех уровнях снижается до отраслевого уровня. Финансовая ответственность постепенно перекладывается на плечи субъектов федерации, работодателей и работников и на самих пациентов. Сегодня российское здравоохранение работает не на человека, с его потребностями быть здоровым, а на медучреждение с его кадрами, финансами, оснащением, организацией работы.

Профессор Комаров подчеркнул, что при оценке эффективности по количеству регистрации обращений, и при сокращении ЛПУ, «скоро наше село будет самым здоровым в мире. Поскольку, если в районе не будет окулиста, то и глазные заболевания регистрировать будет некому».

Эксперты считаю, что новая схема организации должна учитывать советский опыт бюджетного здравоохранения. Прежде всего, ее первый уровень должен быть полностью бесплатным и максимально приближенным к населению. Нельзя делать медицинскую помощь недоступной, например, полностью ликвидировав муниципальное здравоохранение, и при этом рапортовать о значительных успехах в снижении заболеваемости. Амбулаторная помощь, простые анализы, простая хирургия, основные лекарства также должны быть бесплатны и доступны.

Более сложная, специализированная помощь выводится на субъектовый уровень, самые сложные и дорогие медтехнологии — на федеральный. «Во всех странах стараются не допустить пациентов до дорогостоящей ВМП, предупреждая у них заболевания или выявляя их на ранней стадии, когда лечение может быть эффективным, а наша система заинтересована в обратном». Потребности пациентов в ВМП не удовлетворяются, что происходит из-за роста тяжелых, поздно выявленных заболеваний. Эксперты предложили ряд решений актуальных проблем, в том числе связанных с платностью и бесплатностью медицинской помощи, с ее доступностью.

По их мнению, российскую затратную бюджетно-страховую модель здравоохранения, где система ОМС архаична и в большинстве европейских стран уже не применяется, должна сменить бюджетная модель, которая в большинстве показывает лучшие результаты. Эту тему и исследования представлял Андрей Рогозин. Его поддержал и Александр Саверский, считая, что государственное финансирование, когда налогоплательщики оплачивают медицинскую помощь себе и другим на случай болезни из налогов, а государство играет роль «всеобщего страховщика» лучшей.
В качестве дополнительного источника финансирования должно остаться только добровольное медицинское страхование. «Здравоохранение должно быть для пациента, а не пациент для здравоохранения». Однако, чтобы вернуть всю систему в нормальное состояние, понадобится много усилий.

Проведенные в середине 2012 года парламентские слушания показали, что с трудом добытые средства (2% от ФОТ) на 2011-2012 гг., расходуются крайне неэффективно и далеко не полностью: дорогостоящая техника простаивает на фоне неготовности кадров и помещений. Решение основных проблем здоровья и охраны здоровья сильно оторвано от еще худшей реальности.

На вопрос корреспондента РИА АМИ, какими будут последствия непринятия мер, предлагаемых в докладе, профессор Юрий Комаров ответил, что к 2017 году последует резкое сокращение рождаемости до 700-800 тысяч человек, что в полтора раза ниже нынешнего, и не менее резкий рост смертности большого количества пожилых людей. Соответственно сократится и количество трудоспособного населения.

Кудрин в заключительном слове отметил, что его интересует возможность передачи части медуслуг на аутсорсинг. Но полностью перейти на советскую модель вряд ли удастся, так как построить отдельный социализм в отдельной отрасли невозможно. Доклад ему интересен постановкой задач и нацеленностью на конкретные результаты.

Хотя со многими положениями доклада экспертов и согласен и Сергей Калашников, он готов обсуждать направления и приоритеты, но спорным положением ему показался «жесткий приговор ОМС». Также депутат считает, что больше внимания необходимо уделить в концепции пожилым гражданам, чего нет в докладе.

Источник: РИА АМИ