Российская косметическая отрасль, набирая обороты, все пристальнее поглядывает на фарминдустрию как на потенциальный источник кадров. Двигаясь по пути инноваций, производители косметики особенно нуждаются в специалистах по R&D, способных быстро реагировать на запросы рынка и в сжатые сроки выдавать на-гора новые продукты.
Когда инновации — обычная ситуация
Разработка новых продуктов в косметической отрасли отличается от схожего процесса в Фарме более высокими темпами. Если новые лекарства, появившись на фармрынке, живут долгие годы, то в косметике жизнь рядового продукта составляет всего два-три года. Это продиктовано законами рынка: около 20% линейки косметических продуктов должно обновляться ежегодно, поэтому разработки новинок ведутся постоянно. Высокие темпы работы над новыми продуктами и растущие требования к качеству диктуют и особые требования к персоналу. Но, как и в фарминдустрии, талантливых, профессиональных увлеченных работников катастрофически не хватает. Острый кадровый голод заставляет рынок косметики искать специалистов в смежных областях.
Для разработки и производства косметических продуктов привлекаются в основном химики (в отрасли их около 90%), а также специалисты с биологическим и фармацевтическим образованием. Особенно ценятся биологи: имея дело со сложными продуктами и ингредиентами, оказывающими воздействие на кожу, специалист должен не только понимать химические реакции, но и знать основы корнеологии (науки о роговом слое кожи), дерматологии, механизмы проникновения и действия компонентов крема.
Ставка на молодежь
Компании-производители настроены брать как опытных специалистов, так и выпускников вузов. Набирать «зеленую» молодежь заставляет нехватка кадров. «В отрасли наблюдается большой разрыв поколений, — говорит председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. — Работают в основном люди «старой школы», которые начинали еще в СССР, и совсем молодые ребята — недавние выпускники вузов. А среднее поколение, которое выходило в профессиональную жизнь в 90-х годах, практически отсутствует. Большинство тех, кто мог бы работать с косметикой, заняты в пищевой промышленности. Радует, что в последние годы в отрасли появилась волна молодых специалистов. На конференциях, проводимых ассоциацией, примерно половина аудитории — молодые лица. Молодежь активно записывается на наши обучающие семинары и мастер-классы. Заметно возрос спрос и на профильную литературу».
Изменить стандарты
В России всего несколько вузов имеют лицензию на подготовку специалистов для косметической промышленности: Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), Московский государственный университет дизайна и технологий (МГУДТ), Кубанский государственный университет (факультет химии и высоких технологий), Российский химикотехнологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ).Качеством подготовки выпускников работодатели не очень довольны — совсем нет практических навыков и знания технологий. Да и сами преподаватели, ведущие профильные дисциплины, видят недостатки нынешней системы подготовки специалистов, указывая на несовершенство образовательных стандартов третьего поколения, по которым уже третий год учатся студенты. Если ранее на третьем курсе студенты выбирали себе специализацию и продолжали обучение по специальности либо «Технология пищевых производств», либо «Технология косметических средств», то теперь программа едина и «косметика» — лишь подраздел. А это существенно снижает качество подготовки выпускников. По мнению преподавателей, образовательные стандарты требуют доработки и изменений.
Татьяна Пучкова подчеркивает, что стандарты принимались без участия профессионального сообщества. Как результат, доучивать выпускников приходится работодателям: «Ассоциация оказывает компаниям содействие в обучении специалистов. Мы приглашаем преподавателей из университетов Европы и США, представителей крупных косметических фирм, организуем семинары для сотрудников предприятий. Так, в конце октября силами ассоциации был получен образовательный грант, и профессор Рандалл Уикетт из Массачусетского университета, входящий в ТОР10 лекторов мира в области косметической химии, выступал на семинаре с курсом лекций по вопросам современной дерматологии и взаимодействия веществ с кожей».
Спектр знаний
Генеральный директор ЗАО «Лаборатория ЭМАНСИ», проф. Валентина Деменко отмечает, что создать оригинальный продукт не проблема. Проблема — продвижение нового продукта на рынок. Это процесс дорогостоящий, и даже при существенных вложениях не всегда гарантирован успех, т.к. российский рынок довольно консервативен и часто не готов воспринимать новый продукт. Речь идет как о конечных потребителях, так и о торговых сетях, принимающих товар на реализацию. Лаборатория занимается разработкой и производством косметических продуктов собственной марки и приватных марок для аптечных сетей «Аптеки 36,6», «Ригла», профессиональных косметических салонов и т.д. Все разработки производятся в аккредитованной лаборатории компании по заказу, т.е. перед разработчиками изначально ставятся строгие рамки, в т.ч. и по стоимости будущего продукта.
По словам Валентины Деменко, специалисты по разработке косметических продуктов должны обладать знаниями в области химии, биохимии и физиологии кожи, знать ингредиенты и технологии приготовления различных эмульсий, гелей и других средств: «К сожалению, ни один российский вуз не дает своим выпускникам достаточный спектр знаний в этой области, особенно это касается новейших представлений о создании современных безопасных косметических средств с заявленным действием. Пополняя кадровый резерв, стараемся брать студентов-химиков и биологов на дипломную практику, воспитываем, обучаем, формируем их представление о создании продуктов».
Под крылом наставников
Основная сложность поиска кадров для работы в R&D — узость рынка, отмечает руководитель группы подбора и развития персонала SPLAT (ООО «СПЛАТ- КОСМЕТИКА») Светлана Кузнецова: «Специалистов, способных работать на этом направлении и находящихся в открытом поиске работы, немного. Поэтому фокусируем свои усилия на обучении собственных сотрудников, развиваем наставничество».
В компании функционируют два подразделения, чья работа связана с инновациями: подразделение New product development (NPD), которое занимается ведением проектов создания новых продуктов, и научный центр R&D, поле деятельности которого — исследования и разработка рецептур продукта.
Основу команды этих подразделений составляют опытные технологи-разработчики, специализирующиеся на создании новых продуктов на протяжении многих лет и готовые передавать свои знания молодым. Из когорты опытных сотрудников Светлана Кузнецова выделяет главного технолога-разработчика, который работает в компании со дня ее основания. Других опытных специалистов искали, используя технологию executive search. Молодые специалисты также интересны компании. Предпочтение отдается выпускникам химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Казанского национального исследовательского технологического университета, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), а также Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (СПХФА). «У SPLAT большой опыт сотрудничества с иностранными компаниями в области разработки новых продуктов. Один из недавних примеров — серия INEY. Линейка была разработана совместно с одной из ведущих научных лабораторий Японии — Maruzen pharmaceuticals, — рассказывает директор по разработке проектов и управлению поставками Елена Колганова. — Интерес к сотрудничеству с иностранными компаниями проявляют многие российские производители. Однако на пути к совместным проектам приходится преодолевать ряд объективных трудностей. К примеру, в России сегодня не существует единых стандартов внедрения новых проектов: нет законодательно закрепленного стандарта управления проектами. Из-за этого возникают трудности при взаимодействии сотрудников, обученных по различным стандартам. Мы решаем подобные проблемы, ориентируясь на международную практику стандартов PMI и используя такие инструменты, как PMbok».
Бизнес-инкубатор как кузница кадров
В середине октября наноцентр «Дубна», косметическое объединение «Свобода» и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова объявили о создании совместного Космецевтического бизнес-инкубатора. Планируется, что в ближайшее время бизнес-инкубатор откроет свои двери на территории фабрики «Свобода» и запустит первые стартапы. Цель проекта — практическое внедрение новых разработок в косметические продукты, выпускаемые фабрикой «Свобода», и создание новых продуктов с потребительскими свойствами не только косметического, но и космецевтического свойства. По замыслу организаторов, бизнес-инкубатор станет в первую очередь коммуникационной площадкой для ученых, студентов, аспирантов, технологов, производственников и предпринимателей, которые смогут тестировать свои идеи, выпуская мелкие серии новых продуктов. «Сбор заявок уже принес неплохие результаты — на данный момент есть 15 интересных идей, — отметил генеральный директор объединения «Свобода» Евгений Пантелеев. — Работа над созданием бизнесинкубатора идет полным ходом. Готовим большую производственную территорию: подводим коммуникации, оборудуем помещения. Одновременно ведем и кадровую работу: формируем совет, который будет заниматься отбором заявок. Очень рассчитываем, что в него войдет проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, начальник Управления инновационной политики и международных научных связей Алексей Хохлов. Достигнута договоренность о том, что университет будет нам рекомендовать своих сотрудников: профессоров химического, биологического, медицинского факультетов. Они, в свою очередь, подтянут на проект талантливую молодежь. Сотрудничаем с Центральным НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава РФ, Институтом красоты, Всероссийским научно-исследовательским институтом лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), РХТУ. Очень рассчитываем увидеть в стенах нашего бизнес-инкубатора биофизиков и биохимиков».
Евгений Пантелеев не исключает возможность привлечения к работе бизнес-инкубатора и зарубежных специалистов. У «Свободы» налажены контакты с ведущими парфюмерно-косметическими компаниями и лабораториями Франции, Германии, Швейцарии, Голландии и др. Сотрудники компании регулярно посещают семинары, симпозиумы, ездят на стажировки и экскурсии в лаборатории и на заводы зарубежных коллег.
Сотрудничество с иностранными компаниями, участие в работе инкубатора известных российских ученых в области химии и биологии, ведущих специалистов по разработке продуктов космецевтики — все это должно способствовать подготовке инновационных кадров и наращиванию кадрового потенциала отрасли.
Источник: РИА АМИ