В Москве проходит «Фармацевтический форум стран СНГ 2014». В рамках мероприятия эксперты обсудили тренды западноевропейской фармацевтической отрасли. В частности, один из главных трендов сегодняшнего дня – консолидацию дистрибьюторов, так называемую вертикальную интеграцию, когда под единое руководство объединяются предприятия разных ступеней производственного цикла и продвижения. Достоинства и недостатки этой бизнес-модели, а также то, насколько она применима в странах СНГ, рассмотрели участники форума, – среди которых были представители крупных фармкомпаний и аптечного бизнеса из РФ, Беларуси, Украины, Азербайджана, Молдовы и Казахстана.
Главные европейские тренды
В настоящее время, отметили эксперты в ходе форума, на западноевропейском фармацевтическом рынке крупные оптовые компании зачастую приобретают или создают аптечные сети, которые объединяют 5-6 и более аптек. Таким образом, они контролируют всю цепь реализации лекарственных средств. Впрочем, в некоторых странах (Германия, Дания, Испания, Финляндия, Франция) на законодательном уровне определены некоторые ограничения при создании аптечных сетей. Во-первых, собственником может быть только человек с соответствующим фармацевтическим образованием. Во-вторых, в сеть не может входить больше четырех аптек. Также имеется ограничение по торговым площадям, и не разрешается открывать аптеку в непосредственном соседстве с уже работающей.
Интересно, что сегодня активно осваиваются новые формы ведения аптечного бизнеса. Например, виртуальные аптечные сети – данная форма позволяет существенно сэкономить при закупке лекарственных средств и расширить ассортимент.
Другая тенденция – расширение роли фармацевта. «Горячим трендом» назвал глава по управлению каналами продвижения (Novartis Pharma AG) Александр Крайтцер практику доставки лекарственных средств на дом пациенту. Делают это фармацевты или медсестры, – люди со специальным образованием, которые не просто приносят лекарства, но и обучают пациента. Участники мероприятия согласились с замечанием казахстанского представителя компании «Такеда», заявившей, что фармацевтический бизнес – прежде всего социальный бизнес, главное в котором – доступность лекарственных препаратов для любого человека. Впрочем, спикер уточнила, что экономическая составляющая также важна, ведь бизнес должен приносить прибыль. Как же соотносятся социальные и экономические моменты в условиях консолидации аптек?
Европейская аптечная ассоциация провела исследование, которое четко показало, что создание аптечных сетей хоть и увеличивает количество аптек, но происходит это неравномерно. Поскольку компании заинтересованы в открытии аптек в крупных городах, в маленьких их становится все меньше. Не ведет это и к снижению цен на лекарственные препараты. Зато снижается уровень квалификации провизоров и фармацевтов, – на все точки попросту не хватает грамотных и образованных специалистов. Единственный плюс для потребителя – увеличение время работы сетевых аптек, который подчас оказывается сомнительным, учитывая вышеназванные проблемы: высокие цены, дефицит некоторых препаратов, низкая квалификация провизоров.
Как будут развиваться аптеки в СНГ?
Будут ли страны СНГ копировать модель аптечного бизнеса или пойдут своим путем? По мнению гендиректора AvroMed (Азербайджан) Эльшада Абдуллаева, слепо копировать существующие механизмы невозможно, так как в каждой стране существует своя специфика. Ведь фармацевтическая отрасль не обособлена ни от государства, ни от системы здравоохранения, поэтому изменения в ней потребуют изменений еще в двадцати процессах.
Директор управляющей компании холдинга «Аптека групп» (Беларусь) Дмитрий Петрович заметил, что в Беларуси доля государственных аптек составляет практически половину. Одиночные аптеки в этих условиях существовать не могут, поэтому возникают вертикальные холдинги. По его прогнозам, на белорусском рынке будет 5-6 компаний, имеющих аптечные сети, что для республики самое оптимальное.
Представители Молдовы отметили, что с их фармацевтического рынка аптечные сети с вертикальной интеграцией ушли, поскольку развивался конфликт интересов между партнерами.
Многие эксперты подчеркивали, что консолидация аптечного рынка позволяет развивать собственные, отечественные бренды. Но… По словам спикеров, Украине это не удалось, в Казахстане аптечные сети не столь консолидированы, чтобы это было выгодно. Нецелесообразным это посчитали и в Беларуси. Так что перспектива у этого процесса есть только на российском рынке.
Итоговую черту под выступлениями подвел Александр Крайтцер, заметив, что тенденции развития фармацевтической отрасли все же общемировые. И хотя многие локальные дистрибьюторы считают, что у России и стран СНГ свое развитие, тем не менее, определенное копирование европейских трендов неизбежно. Хотя каждая страна и внесет в развитие свою специфику.
Источник: РИА АМИ