СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Лариса Попович: мы увлеклись борьбой со смертностью от онкологии и ССЗ


Такие заболевания, как рак и болезни органов кровообращения – основная причина смертности среди населения России. Сегодня на борьбу с ними нацелены гигантские ресурсы системы здравоохранения. Однако простой анализ ставит под сомнение целесообразность такого расходования средств и разбивает сложившиеся в нашем сознании догмы. 

О том, почему борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) и онкологией, по сути, не является главнейшей задачей системы здравоохранения, и как должна строиться государственная лекарственная политика, рассказывает директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Лариса Попович.

Амбициозные цели

В соответствии с первым после инаугурации майским указом Президента, продолжительность жизни россиян к 2024 году должна вырасти до 78 лет, а к 2030 – до 80 лет. К концу следующего десятилетия Россия должна войти в клуб стран «80 плюс». Смертность населения трудоспособного возраста не должна превышать 350 случаев на 100 тыс. населения. Смертность от болезней системы кровообращения – не более 450 случаев на 100 тыс., от новообразований – 185 случаев на 100 тыс. Младенческая смертность – не более 4,5 на 1000 родившихся.

Иными словами, перед Россией поставлена задача в ближайшее время достичь таких показателей по уровню здоровья нации, уровню смертности и ожидаемой продолжительности здоровой жизни, которых не было никогда в истории.

«Совершенно очевидно – нужны совершенно иные подходы, нужны изменения и в организации, и в отношении к системе здравоохранения и социальной помощи и, в первую очередь, к системе лекарственного обеспечения», - подчеркивает Лариса Попович. 

Демографические реалии

В России полным ходом идет процесс старения населения, при этом сокращается экономически активная его часть.

Сегодня в России доля людей пенсионного возраста старше 60 лет составляет 19%. Средний медианный возраст в стране – 38,3 лет. Уже через 2-3 года доля людей старшего возрастов увеличится с 32%, что мы видим сегодня, до 40% и выше. По прогнозу Росстата, в ближайшие 30 лет доля людей старшего поколения (пенсионеров) в ближайшие 30 лет существенно возрастет. Так, в 2020 году пенсионеров будет насчитываться 26%, к 2030 году – уже 27,5%, к 2040 году – 29,6%, к 2050 году – 32,2%.

Такой возрастной состав населения еще больше увеличивает нагрузку на систему здравоохранения и пенсионную систему. При этом, по сравнению с другими странами ситуация в России не такая уж критическая. Например, в Японии, начиная с 2008 года, трое работающих обеспечивают одного пенсионера, к 2025 году на одного пенсионера будут приходиться только 2 работника, а начиная с 2050 года, каждый работник будет «кормить» одного пенсионера.

Согласно прогнозам, в России в обозримом будущем на двух работающий будет приходиться только один пенсионер. Но не надо забывать, что работающие должны обеспечивать также и свою семью, и своих детей, и себя.

Экономическая реальность такова, что нужно как можно активнее бороться за здоровье экономически активного населения и за удлинение активного периода жизни, считает директор Института экономики здравоохранения.

Высокая смертность

Еще в 1990 году Россия была в ряду стран с достаточно низким уровнем смертности – 10,8 человека на 100 тыс. населения. Впоследствии начались серьезные пертурбации в общественно-политической жизни, негативные тенденции усилились, и уровень смертности стал расти, тогда как в других странах он падал. За 30 лет по снижению уровня смертности нашу страну опередили Франция, Венгрия, США и даже Мексика. Так, в Мексике в конце 60-х годов смертность была 13,5 чел. на 100 тыс. населения, а сейчас этот показатель равен 5 чел.

Россия, к сожалению, показывает совершенно иной тренд и сегодня наша страна входит в группу стран с высокой смертностью – 12,6 чел. на 100 тыс. населения.

«Ситуация в России очень и очень тревожная, ¬– отмечает Лариса Попович. – У нас очень и очень высокий уровень смертности. Нам нужно бороться со сложившейся ситуацией очень резкими мерами».

Ожидаемая продолжительность жизни – это интегральный показатель, отражающий деятельность всей системы здравоохранения. В России, как и в других странах, он меняется. Но если в большинстве стран он повышается поступательно, например, в Коста-Рике и Мексике он вырос с 50 и 55 лет в 1950 году до 84 лет в 2015 году, то в России он долгое время стагнировал (если рассматривать женское население) и даже сокращался (у мужчин), и сейчас демонстрирует куда более скромный рост. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни женщин в России – 80 лет, мужчин – 71 год. Если сравнивать с развитыми странами мира, то российские женщины живут на 5 лет меньше, а мужчины – на 10.

«Ситуация меняется медленно, и продолжительность жизни мужского населения растет с отставанием. А нам надо, по указу Президента, достичь невероятный успехов в этом процессе», - подчеркнула директор Института экономики здравоохранения.

В России коэффициент смертности от онкологических заболеваний, болезней органов кровообращения, заболеваний органов дыхания, пищеварения и от внешних причин как мужчин, так и у женщин существенно выше, чем среди жителей стран Европейского союза.

Серьезных успехов пока только удалось добиться в снижении младенческой смертности (в возрасте до одного года) – за период с 1955 года до 2015 года она сократилась со 100 на 1000 родившихся живыми до 6 на 1000 живорожденных.

Но даже по этому показателю Россия еще сильно отстает от многих других стран. По данным ООН за 2017 год, поле низкие показатели младенческой смертности в США (5 на 1000), Венгрии (4), Польше (4), Канаде (4), Франции (3), Финляндии (2), Норвегии (2), Швеции (2), Германии (2).

«Нам есть еще куда двигаться, – подчеркнула директор института Экономики здравоохранения. – Да, мы уделили этому внимание, достигли успехов, но останавливаться рано. Многие страны показывают куда большую результативность своей системы здравоохранения».

Структура смертности по возрастным группам

Что касается динамики структуры смертности, данные о которой собираются в России с 1939 года, то можно заметить, что она изменилась в сторону увеличения доли болезней системы кровообращения, новообразований, болезней органов дыхания.

Если в 1939 году в значительной части случаев причиной летального исхода являлись инфекционные заболевания, то уже в 1981 году более половины случаев были обусловлены болезнями системы кровообращения. В последние 40 лет в структуре смертности все большую долю занимают новообразования, болезни органов пищеварения, и других хронических заболеваний.

Именно на них сейчас обращено внимание системы здравоохранения, но как должна строиться эта работа и на что должна быть направлено внимание?

Основные причины смертей в России, вносящих наибольший вклад в увеличение смертности, – болезни сердца, онкологические и неврологические заболевания. Такая структура в принципе соответствует структуре смертности развитых стран, хотя в России значительно больше распространены летальные исходы из-за сердечно-сосудистых заболеваний.

Однако если же провести анализ структуры смертности в каждой возрастной группе, то можно видеть, что сердечно-сосудистые и онкологические заболевания – это в основном причина смерти людей довольно преклонного возраста. А причины смерти людей в трудоспособных возрастах совершенно иные.

«Фокусируя внимание на борьбу со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, мы тем самым пытаемся выполнить роль Архангела Гавриила и предотвратить смерть вообще. Мы ориентируемся, предел всего, на борьбу со смертностью в старших возрастных группах. Но, к сожалению, пока мы бессильны остановить эту смертность. И мы упускаем те причины, по которым умирают люди в трудоспособных возрастах», - убеждена Лариса Попович.

Таким образом, бросая все силы на борьбу со смертностью в старших возрастных группах, мы упускаем причины, по которым умирают люди в трудоспособном возрасте. Особенно четко это видно, если проанализировать годы, потерянные по болезни – не смертность, а заболеваемость. В разных возрастах причины разные. Также разная и картина смертности и заболеваемости. 

«Если посмотреть на динамику этой заболеваемости, начиная с 1990 года, то, к сожалению, видно, что ни по одному виду заболеваний не уменьшается доля лет жизни, потерянных из-за этих болезней, - подчеркивает Лариса Попович. – Это говорит о том, что мы не фокусируемся на борьбе с хроническими заболеваниями. Мы не на то направляем свое внимание и, возможно, свои деньги».

А ведь мы говорим о том, что нам необходимо увеличить ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет. Сегодня этот показатель равняется 61,92 года. Для сравнения, в Канаде он равен 71,08 года, в США – 68,16 года, в Бразилии – 64,82 года, в Западной Европе в среднем – 71,51 года, в Китае – 68,04 года, в Австралии – 71,41 года, в Японии – 73,93 года.

«Нам надо увеличить за 6 лет ожидаемую продолжительность здоровой жизни на 5 лет при том, что за прошедшие 25 лет она увеличилась на 2 года!»

Очевидно, что без прорывных решений и изменения фокуса внимания добиться этого не возможно. Что именно должно быть сделано, читайте в следующей публикации.

(продолжение следует)

 

Источник: lekoboz.ru

Партнеры