СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Станут ли доступны у нас лекарства?


Вчера Федеральная антимонопольная служба огласила результаты исследования, которое должно было оценить доступность лекарственных препаратов, потребительские цены и ценообразование на российском рынке.

Бесплатные лекарства

Актуальность подобного исследования, по мнению экспертов, связана с неуклонным ростом бюджетных расходов на лекарственное обеспечение. При том, что цены на лекарства продолжают расти, а население стареет, а, значит, будет увеличиваться и количество хронических заболеваний, и потребность в лекарствах. Из-за ограниченных бюджетов здравоохранения все страны предпринимают меры, направленные на рационализацию расходов на лекарства и снижение цен на фармацевтическую продукцию. Исследование позволило проанализировать, как складывается ситуация с лекарствами в нашей стране и сравнить с положением в западных странах.

Сравнение расходов на лекарственные препараты в расчете на одного человека оказалось предсказуемо не в нашу пользу. Если в странах ЕС средние подушевые расходы на лекарства составляют порядка 400 долларов США, то в России это всего лишь 75. Кроме того, в европейских странах на долю государственного лекарственного обеспечения приходится до 60%, в России этот показатель не более 45%.

В развитых зарубежных странах расходы на препарат, назначенный и выписанный врачом, частично возмещаются – это общая черта в системе лекарственного обеспечения этих стран. Например, в Германии возмещается до 90% стоимости лекарства, в Финляндии – от 35% до 100%, в Швеции – до 75%. В Великобритании, Дании и Нидерландах стопроцентное возмещение.

В России льготные категории населения получают бесплатные лекарства по программам ОНЛС и ДЛО. Но и тут есть проблема с доступностью этих препаратов. Во-первых, это сложность получения самого льготного рецепта и отсутствие нужного препарата в аптеке. «Последний самый яркий пример этого – смерть контр-адмирала, - поясняет начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Тимофей Нижегородцев. – Но это касается не только наркотических средств. Граждане испытывают проблемы со всеми льготными лекарствами. Первичное звено отдалилось от этой проблемы, рецепт выписывается после приема у специалиста. Это очень трудоемко».

Во-вторых, отсутствие регистра пациентов не позволяет контролировать расходы и планировать затраты на лекарственное обеспечение. В-третьих, низкий уровень государственного субсидирования расходов на лекарства. Есть и в-четвертых: из аптек продолжают исчезать препараты низкой ценовой категории, так как наценка на них минимальна и не обеспечивает достаточный уровень прибыли.

«Конкуренции в муниципальных районах почти нет, – продолжает Т. Нижегородцев. - Она выражена только в крупных городах. Связано это в том числе с отсутствием государственной программы, которая стимулировала бы развитие аптечных сетей, и с системой регулирования цен. Поскольку этого нет, аптеки заинтересованы в том, чтобы продавать наиболее дорогие препараты. Но не все могут позволить себе покупать аспирин за 120 рублей, а не за 5».

По данным исследования ФАС, существующие проблемы доступности медицинской и лекарственной помощи приводят к тому, что значительная часть населения России вместо обращения к врачу прибегает к методам самолечения: ставит себе диагнозы и назначает лекарственные препараты самостоятельно на основании предыдущего опыта.

Выход из этой ситуации ФАС видит в следующем. В первую очередь необходимо упростить процедуры получения рецептов для хронических больных и инвалидов и создать единые федеральные и региональные регистры пациентов по всем заболеваниям, в том числе потенциально относящимся к системам лекарственного обеспечения.

Далее необходимо перейти от госзакупок к системе лекарственного возмещения. А, кроме того, разработать меры для стимулирования производства дженериков и введения системы лекарственного возмещения стоимости самых дешевых лекарств в рамках взаимозаменяемых групп, для контроля за выпиской рецептов по МНН и закупки инновационных монопольных лекарственных препаратов напрямую у производителей по договорным ценам.

Система регулирования цен

Также эксперты ФАС проанализировали, как регулируются вопросы ценообразования на лекарственные препараты. В большинстве стран цены на препараты регулируются государством, это связано с продолжающимся увеличением расходов на здравоохранение – сегодня это общемировой тренд.

Для лекарственных средств, расходы на которые возмещаются государством, часто устанавливаются фиксированные (референтные) цены, исходя из одной из самых дешевых цен на рынке, в том числе в соседних странах. Механизм установления референтной цены может быть различным, и эта система широко используется почти во всех странах Европейского Союза.

Что касается монопольных препаратов, то здесь тендеры бессмысленны, и цена устанавливается фиксированная и чаще максимальная путем переговоров с производителем и сравнения с ценами в соседних странах.

В Армении, Таджикистане и в Кыргызской Республике цены на лекарства государством не регулируются. А в России, Украине, Казахстане, Беларуси, Молдове и Узбекистане применяются различные механизмы регулирования цен на лекарственные средства.

«У нас вся система регулирования цен носит формальный характер, - говорит о российских реалиях заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская. - В 2009 году мы выявили недостоверные данные, но лекарства по тем же самым ценам до сих пор обращаются на рынке. Буквально вчера обнаружила еще один пример некорректных цен на одно и то же лекарство для лечения ВИЧ-инфекции. Действующая цена есть как 12319 рублей, так и 6500».

ФАС России считает, что любая модернизация существующей системы административного установления цен на лекарства не приведет к решению проблем, в том числе и доступности лекарственных препаратов для населения. Для сдерживания цен и стимулирования их снижения требуется комплекс мер по созданию условий для конкуренции на рынках лекарственных препаратов. 

Вопросы остаются

Резюмируя свое выступление, Тимофей Нижегородцев еще раз подчеркнул несколько важных моментов. Это проблема взаимодействия врачей и фармы, которой во всем мире уделяется колоссальное значение. По-прежнему нет санкций за то, что фармкомпании подкупают врачей и строят на этом свою маркетинговую политику, хотя за рубежом это одно из самых серьезных правонарушений. «Поручение правительства было, поправки к закону появились, а ответственности так и нет. И количество вакансий медицинских представителей только увеличивается», – замечает представитель ФАС.

Давно обсуждаются и вопросы взаимозаменяемости лекарственных средств. Разногласий с Минздравом у ФАСа много, в том числе и по непосредственно процедуре определения взаимозаменяемости. «Если мы не обеспечим это понятие процедурами, никаких изменений не произойдет, – комментирует проблему Тимофей Нижегородцев. – Нам важно не формальное исполнение, а фактическое изменение ситуации».

Остаются вопросы, связанные и с государственным регулированием цен, и с регистрацией лекарственных препаратов. Пока существующая практика приводит к ограничению конкуренции на рынке лекарственных средств.

«У нас возникла идея независимой площадки, куда бы от стран-участниц стекалась информация по ценам на рынках их стран, – поделился с корреспондентом РИА АМИ планами Тимофей Нижегородцев. – Чтобы все участники могли пользоваться этой информацией, чтобы вести переговоры с фармацевтическими компаниями и снижать уровень манипуляций на рынке. Этот механизм должен обеспечивать объективность и открытость. Перед нами стоит очень амбициозная задача».

Источник: РИА  АМИ